Тема церковного размежевания (равно как и христианского единства) сложна, насущна и болезненна как для отдельных верующих, так и для целых общин. В нашей стране есть тенденция к умножению христианских Союзов, Объединений и Миссий, но очень сложно идет процесс интеграции или хотя бы сотрудничества. Печально, но в некоторых случаях отношения с инославными церквями города даже лучше и продуктивнее, чем с родственными общинами, собирающимися на соседней улице.
Конечно же, первопричиной подобной ситуации является история и сама природа протестантизма – размежевание, поляризация (главное, не так, как у католиков), отделение, неприятие обязательной для всех церковной структуры. И тут протестантов не нужно судить – во-первых, Католическая Церковь сама признала многие свои действия неверными и отменила анафемы на протестантов (по крайней мере, формально и декларативно). Во-вторых, протестантизм и евангельское христианство доказало свою жизнеспособность через влияние на уклад жизни разных стран и множество обращенных к Богу. Вспоминаются слова учителя Апостола Павла Гамалиила – «если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38-39).
Тем не менее, дух сепаратизма витает над евангельскими церквями. И дело здесь, разумеется, не только в истории. Причины вполне банальны:
Во-первых, это неумение строить отношения. Само слово «строить» указывает на осторожность (неверный расчет или действие при строительстве может привести к обрушению всего здания!), постепенность, терпение, труд. Однако, в общении с инакомыслящими мы часто ведем себя как слон в посудной лавке – с категоричностью, невежеством, отсутствием снисхождения, понимания, такта. Слова «дипломатия» и «толерантность» чаще всего воспринимаются как ругательные, связанные с политикой или грехом. Немудрено, что большинство разделений происходит вовсе не на богословской почве, а из-за элементарного неумения слушать друг друга, что постепенно и приводит к печальному итогу.
Вторая причина – неумение прощать. Есть немало случаев, когда «отпущенные с миром» и «отпускающие» напоказ улыбаются, обнимаются и расходятся, а затем прерывают всякое общение, продолжая в сердце осуждать или даже выплескивать свои чувства в соцсети. Багаж непрощенных обид и несостоявшихся разговоров по душам тянется долгие годы, разрушая веру и церкви.
Наконец, в-третьих – неумение видеть главное. И здесь в полный рост встает неверное понимание единства – как абсолютного согласия по всем вопросам. Ни члены общин, ни их руководство часто не способны видеть единство в разнообразии, иметь терпение, не ждать быстрых перемен. Церковь «варится в собственном соку» и не направлена на Божий труд в мире – именно из-за отсутствия общей цели постепенно отпадает надобность и в совместном пребывании.
Последствия разделений часто весьма печальны – это и само-изоляция, и сектантство со странными учениями и собственной исключительностью, и постепенное угасание духовной жизни. Застаревшие проблемы переносятся на иное место и дают похожие всходы – дальнейшие разделения не заставят себя долго ждать. Количество общин увеличивается, но не растет число верующих.
Не поймите меня неправильно, я вовсе не призываю всем христианам объединиться в некую квази-единую религиозную организацию или отбросить богословские убеждения. Очень хорошо, когда Бог отделяет кого-то от церкви на служение, как Он это в свое время сделал с Савлом и Варнавой (что, впрочем, произошло с одобрения собрания – Деян. 13:2-3). Просто прошу задуматься – не прикрываю ли я «волей Божьей» свое неумение строить отношения, прощать и видеть главное? Не вижу ли я в отделении выход, в то время как должен искать проблему в себе самом?