анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
История Иосифа

Илларион Огородников, Москва

В одной из своих лекций известный американский богослов Ричард Хейз высказал интересную мысль о том, что Библия - это книга общины, при чтении которой библейский смысл, словно хлеб, преломляется и раздаётся среди участвующих в размышлении над Писанием. В этом я недавно убедился, когда в нашей церковной группе читали и размышляли над текстом 46-47 глав из книги Бытие. Хотелось бы поделиться некоторыми интересными мыслями, которые я подчерпнул из этой встречи.

Во-первых, очень интересно, как автор книги акцентирует внимание на пришлом и временном статусе Израиля и его детей. То, что в Египте они остаются скотоводами говорит нам о том, что их пребывание в этой стране является временным. Они всегда были готовы вернуться, Египет - это не та земля, где они будут жить на постоянной основе. Во-вторых, обратил внимание, как изменился Иосиф. Если в детстве он был хвастливым, горделивым перед братьями, не думающим о последствиях своих слов, то в этих главах мы видим уже другого Иосифа: зрелого, осторожного, понимающего промысел Божий (в этом он напомнил мне Иова, после пережитых им страданий), заботящегося не о себе, а о своём отце и братьях.

В-третьих, заметил, что автор как-бы противопоставляет свободу евреев и рабство египтян. Эта очень важная тема в контексте того, что непосредственными читателями книги Бытие являются потомки тех евреев, которые вышли из Египта. Автор тем самым говорит: вы - евреи, не рабы, а свободные люди. И поэтому исход из Египта юридически законен, как с точки зрения евреев, так и египтян. При этом заметьте, что кроме евреев подобным статусом обладали и жрецы. Парадокс пребывания евреев в Египте в том, что их профессия была презираема среди египтян, но по статусу они были на почётном месте в этой стране. Забегая вперёд замечу, как более милосердно выглядит рабство в Израиле. Там рабство не пожизненно, а на время, до юбилейного года. В Египте мы такого правила не наблюдаем. Еврейский раб - часть семьи хозяина, египетский раб - имущество богатого египтянина или фараона.

И в четвертых, разрешается многолетний конфликт между братьями, который возник ещё во времена их родителей. Вспомним, что дети Иакова от разных матерей Рахили и Лии. Зло, которое причинили Иосифу братья, было лишь продолжением конфликта их матерей, Иаков, как и тогда, вновь становится заложником этого противостояния. Но после всех страданий Иосиф примиряется с братьями, таким образом, конфликт исчерпывается, Иаков обретает потерянного сына и покой.

История Иосифа – это хорошая иллюстрация той истины, что жизнь библейских героев не была лёгкой и безмятежной, наоборот, она наполнена трудностями, разного рода проблемами, конфликтами с родными, содержит в себе как победы, так и поражения. Личности Иосифа и других библейских персонажей Ветхого Завета далеки от совершенства. Но, несмотря на всю сложность и противоречивость героев Библии, Бог остаётся неизменным и претворяет Свои планы через несовершенных людей. Такое понимание помогает нам лучше понять самих себя в нашем контексте христианской жизни.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>