В одной из своих лекций известный американский богослов Ричард Хейз высказал интересную мысль о том, что Библия - это книга общины, при чтении которой библейский смысл, словно хлеб, преломляется и раздаётся среди участвующих в размышлении над Писанием. В этом я недавно убедился, когда в нашей церковной группе читали и размышляли над текстом 46-47 глав из книги Бытие. Хотелось бы поделиться некоторыми интересными мыслями, которые я подчерпнул из этой встречи.
Во-первых, очень интересно, как автор книги акцентирует внимание на пришлом и временном статусе Израиля и его детей. То, что в Египте они остаются скотоводами говорит нам о том, что их пребывание в этой стране является временным. Они всегда были готовы вернуться, Египет - это не та земля, где они будут жить на постоянной основе.
Во-вторых, обратил внимание, как изменился Иосиф. Если в детстве он был хвастливым, горделивым перед братьями, не думающим о последствиях своих слов, то в этих главах мы видим уже другого Иосифа: зрелого, осторожного, понимающего промысел Божий (в этом он напомнил мне Иова, после пережитых им страданий), заботящегося не о себе, а о своём отце и братьях.
В-третьих, заметил, что автор как-бы противопоставляет свободу евреев и рабство египтян. Эта очень важная тема в контексте того, что непосредственными читателями книги Бытие являются потомки тех евреев, которые вышли из Египта. Автор тем самым говорит: вы - евреи, не рабы, а свободные люди. И поэтому исход из Египта юридически законен, как с точки зрения евреев, так и египтян. При этом заметьте, что кроме евреев подобным статусом обладали и жрецы. Парадокс пребывания евреев в Египте в том, что их профессия была презираема среди египтян, но по статусу они были на почётном месте в этой стране. Забегая вперёд замечу, как более милосердно выглядит рабство в Израиле. Там рабство не пожизненно, а на время, до юбилейного года. В Египте мы такого правила не наблюдаем. Еврейский раб - часть семьи хозяина, египетский раб - имущество богатого египтянина или фараона.
И в четвертых, разрешается многолетний конфликт между братьями, который возник ещё во времена их родителей. Вспомним, что дети Иакова от разных матерей Рахили и Лии. Зло, которое причинили Иосифу братья, было лишь продолжением конфликта их матерей, Иаков, как и тогда, вновь становится заложником этого противостояния. Но после всех страданий Иосиф примиряется с братьями, таким образом, конфликт исчерпывается, Иаков обретает потерянного сына и покой.
История Иосифа – это хорошая иллюстрация той истины, что жизнь библейских героев не была лёгкой и безмятежной, наоборот, она наполнена трудностями, разного рода проблемами, конфликтами с родными, содержит в себе как победы, так и поражения. Личности Иосифа и других библейских персонажей Ветхого Завета далеки от совершенства. Но, несмотря на всю сложность и противоречивость героев Библии, Бог остаётся неизменным и претворяет Свои планы через несовершенных людей. Такое понимание помогает нам лучше понять самих себя в нашем контексте христианской жизни.