Недавно мне поставили вопрос - “Почему воображаемые друзья индуистов или мусульман - воображаемые, а христиан - нет?” “Воображаемыми друзьями” атеисты называют Бога - как и богов нехристианских религий. С их точки зрения и человек, взывающий ко Христу, и человек, взывающий, скажем, к Перуну, ведут себя как дети, разговаривающие с плюшевым мишкой.
Они говорят: “Вы же согласны, что Зевс, Перун, Кришна или множество других богов иллюзорны. Не стоит ли сделать еще один шаг и признать иллюзорными всех богов вообще, включая Бога Библии?”
Иллюзорны ли, с нашей точки зрения, религиозные представления нехристиан? Слово «иллюзорны» тут не подходит. Подходит слово «ошибочны». Если, допустим, иностранец, никогда не бывавший в Москве, пишет о том, что по Москве ходят белые медведи в поисках развесистой клюквы, это никак не значит, что Москва “иллюзорна”. Это значит, что его представления об этом вполне реальном городе ошибочны. Если в XIX веке ученые верили, что Солнце состоит из огромных запасов угля и кислорода, это значило, что их представления были, как потом оказалось, ошибочными - но было бы совсем странно путать это с тезисом, что солнце “иллюзорно”. Если какое-то время назад многие люди с энтузиазмом верили в жизнь на Марсе, это никак не делало Марс “иллюзорным”. Это просто делало их представления ошибочными. Если адепты нехристианских религий делают определенные утверждения о духовном мире, Боге, посмертной участи человека и тому подобном, иногда верные, а часто - ложные, это не значит, что духовного мира нет. Это просто значит, что их представления об этом мире во многом ошибочны. Мы, христиане, вовсе не являемся, как иногда пишут, «атеистами в отношении других религий». Мы не считаем, что другие религии описывают иллюзорную реальность. Мы считаем, что они ошибочно описывают подлинную.
Мы спокойно относимся к тому, что одни описания Москвы будут совершенно ошибочными, другие - менее ошибочными, а третьи - истинными. Обнаружив, что они расходятся, мы не делаем вывода, что Москвы не существует - мы просто стараемся выяснить, какое из описаний верно.
Так и с миром религий - обнаружив несомненные расхождения, было бы странно делать вывод об иллюзорности духовного мира. Стоило бы, напротив, приложить усилия к тому, чтобы понять, какое из его описаний истинно.