анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Рождественская лестница. Евангелие от Джотто

Игорь Попов, Москва

У каждого свои взаимоотношения с живописью. И это всегда особая история, достойная того, чтобы о ней написать. Но что заставляет нас проходить мимо одних живописных полотен, отмечая мастерство художника, его индивидуальность, но оставаясь при этом равнодушным зрителем, и останавливаться у других, не в силах даже сформулировать, что же нас так поразило именно в этой картине? Как художник умудряется запечатлеть время и тот восторг, который пронзает нас от соприкосновения с вечностью? Для меня это до сих пор остается тайной.

И среди всех гигантов мировой живописи совершенно отдельно стоит великий флорентиец Джотто ди Бондоне. Современник художника Петрарка писал о нем: «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения». Художник и архитектор эпохи Проторенессанса (Предвозрождения), предвосхитил и задал направление итальянской живописи на несколько столетий вперед. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Из его работ выросли Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса прежде всего склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения. В работах Джотто подчас достигал такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием была живопись.

Появление Джотто до сих пор окутано тайной. Некоторые исследователи считают, что он родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто. Исследователь и биограф художника Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне и был крестьянином. Позднее Джотто приобрел в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Его же отец, по этой версии, был кузнецом, уважаемым и состоятельным горожанином. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По сообщению Вазари, он был учеником Чимабуэ Джованни. Сын крестьянина из деревни Веспиньяно, пасший овец, зарисовывал их острым камнем на скале. За этим занятием его застал живописец Чимабуэ и взял мальчика во Флоренцию себе в ученики. Эта история ныне считается всего лишь красивой легендой, которые всю жизнь окружали Джотто.

Коренастый коротышка с короткими руками и ногами, огромной головой на бычьей шее, вылезающими из орбит глазами и маленьким острым носом на асимметричном лице – так описывали его современники. Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошел первого. Об этом периоде существует еще одна забавная легенда. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.

Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, который должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.

Когда посланник Папы прибыл к Джотто и рассказал ему о своем поручении, Джотто взял лист бумаги, обмакнул кисть в красную краску и прижав локоть к боку, начертил абсолютно правильный и ровный круг. Затем Джотто взял этот лист и передал его придворному со словами: «Вот Вам рисунок». На что в ответ услышал удивленное: «Как, другого рисунка не будет?» Джотто ответил: «И этого одного будет слишком много». Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.

Папа Бонифаций VIII, знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени. В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью. Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Согласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в 1300 году. Возможно, именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию. Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году. Летописец Филиппо Виллани приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются». Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своем трактате о живописи (1436). Сюжет композиции «Чудo нa Гeниcapeтcкoм oзepe» — один из эпизодов общественного служения Христа. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю, и утопающего Петра. Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий. Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь ее копия эпохи барокко в портике новой церкви. О ее подлинном виде можно судить лишь по рисункам художников XIV—XV веков и уцелевшему оригинальному обрамлению с головами двух ангелов.

Побывав в Риме, поработав в Падуе, Джотто снова и снова возвращается во Флоренцию, где живет его семья. Работоспособность художника была уникальной. Конечно, ему помогали ученики, а часть росписей просто приписывается ему. Но тем не менее известно, что только во Флоренции он расписал четыре капеллы, в том числе в знаменитой церкви Санта-Кроче. Создал, вероятно, мозаику в церкви Святого Павла, написал целый ряд картин в Неаполе, из которых сохранилось только семь. Благодаря своему веселому и жизнерадостному характеру он на долгие годы остался в памяти горожан, даже стал героем знаменитых новелл Франко Саккетти.

Весной 1334 года Джотто был назначен главным архитектором Флоренции с годовым гонораром в 100 золотых. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и ученость художника. В его обязанности входило руководство работами по строительству новой городской стены, ремонту мостов после паводка и возведению соборной колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре — Кампанилы. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы ее нижнего этажа. Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалены в Палаццо дель Подеста (Барджелло). Позднее художник был направлен флорентийским правительством в Милан для работы над фресками Аццоне Висконти. Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, так называемую античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры, что его кардинально отличало от плоскости иконографической традиции. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

Натуралистическая манера Джотто была революцией в искусстве. Манера гениального флорентийца оказала решающее влияние на дальнейшее развитие итальянской живописи, придав ей выразительность, глубину и экспрессию. Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий…». Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XV веков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным». Под «греческим» Ченнини подразумевал формальные византийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе. Искусство Византийской империи, окончившей свое тысячелетнее существование в 1453 году, было глубоко религиозным по духу и строго консервативным по форме. В византийской живописи существовал ограниченный набор сюжетов, а само изображение отличалось концептуальной плоскостностью.

Конечно, Джотто был не первым итальянским художником, решившимся нарушить византийские предписания. Чуть раньше подобные попытки предпринимали его учитель Чимабуэ Джованни и Пьетро Каваллини. Оба художника стремились к объемности изображения и его большей выразительности. И все же Джотто пошел еще дальше. Человеческие фигуры на картинах художника стали земными, их позы и жесты стали передавать человеческие эмоции, а пространство обрело перспективу. Таким образом, были заложены основы новейшей живописи, на протяжении последующих веков разрабатывавшей положения, которые всем своим творчеством сформулировал Джотто.

40 евангельских сцен из жизни Девы Марии и Христа в Капелла дель Арена художник изобразил с таким мастерством, что жители Падуи прозвали эти сцены «Евангелием от Джотто». Среди них выделяется фреска «Поклонение волхвов».

Фреска изображает сцену из Евангелия, где волхвы приходят поклониться младенцу Христу. Волхвы – мудрецы, которые проделали долгий путь с самого Востока – приносят дары Спасителю Человечества. Согласно сюжету, они увидели звезду на небе, что и дало им известие о рождении младенца – будущего Царя, ради которого мудрецы и готовы были проделать долгий путь.

Многофигурная композиция была составлена Джотто так удачно, что каждый герой хорошо просматривается и принимает участие в общем действе – даже два осла, изображенные слева, приветствуют будущего Царя. Справа от Марии и младенца Христа показан ангел, чье белое одеяние выделяется на общем колорите. Синее небо резко контрастирует со светлыми фигурами, а Вифлеемскую звезду художник изобразил в виде кометы Галлея, которую сам наблюдал в 1301 году.

Все творчество Джотто было подчинено одной простой задаче: сделать Евангелие понятным и доступным простому верующему, показать саму суть христианского богословия. И в этом он до сих пор достигает своей цели – его работы открывают для нас простоту и величие Евангелия, его непреходящую ценность.
Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса
  Следующие 20 >>