анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Христианство и юмор

Антон Лебедев, Саранск

Юмор и смех являются частью не только повседневной жизни, но и так называемой смеховой культуры – ярчайшим ее примером является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, где с нещадным натурализмом высмеиваются пороки общества 16 века. Знаменитый русский философ и культуролог Михаил Михайлович Бахтин, исследуя смеховую культуру и природу смеха в целом, писал следующее: «Настоящий смех, амбивалентный и универсальный, не отрицает серьезности, а очищает и восполняет ее. Очищает от догматизма, односторонности, окостенелости, от фанатизма и категоричности, от элементов страха или устрашения, от дидактизма, от наивности и иллюзий, от дурной одноплановости и однозначности, от глупой истошности. Смех не дает серьезности застыть и оторваться от незавершимой целостности бытия. Он восстанавливает эту амбивалентную целостность». Действительно, юмор является распространенной (а подчас и чуть ли не единственной) защитной реакцией на неустроенность бытия, повседневные проблемы; он помогает испытать своего рода «катарсис», временное облегчение от бремени накопившихся противоречий, ненадолго убежать от сложной действительности. Не потому ли юмористические передачи так популярны, а юмор приобретает все более изощренный и тонкий характер? Как мы видим, смех имеет вполне серьезные причины.

Христианство предлагает несколько иной взгляд на юмор. Прежде всего, оно отрицает угрюмость и религиозное ханжество. К примеру, известный переводчик Библии Валентина Николаевна Кузнецова в своем интервью сказала, что «в Библии нет раблезианского хохота: книга мудрости предполагает, что хохот – это что-то недостойное умного человека. В Мудрости Сираха в одном месте замечательно сказано: «Глупец хохочет, мудрость слегка улыбнется». Но Библия очень реалистична, в ней много смешных рассказов. Они не имеют целью вызвать смех, но вызывают смех или улыбку». История с сыновьями Скевы, которых побил бесноватый. Пример с соломинкой и бревном в глазу. Низкорослый Закхей, забирающийся на дерево, чтобы видеть Христа. Отцеживание комара и проглатывание верблюда. Жемчуг и свиньи. Вера с горчичное зерно. Все эти интересные образы и примеры (наверняка, вызывающие как минимум улыбку у современников Спасителя) очень точно описывают духовную реальность и нравственные идеалы, а также закрывают уста противникам и ругателям. По мысли Валентины Николаевны, «Иисус сознательно гиперболизирует. Гиперболизация, парадокс – одна из особенностей Его поэтики, это одна из черт древнееврейской поэзии, и такие образы запоминаются очень хорошо. Иисус восклицает в поэтическом восторге, что из маленького зернышка родится нечто колоссальное».

Итак, христианам прилично радоваться. Вообще, Своим Пришествием Иисус принес радость и мир, о чем поет ангельский хор во время Его рождения. Первое чудо, совершенное Им, происходит на веселой свадьбе. Ученикам Он говорит о том, что им нет нужды поститься, но надлежит радоваться, доколе не будет отнят от них Жених (Мф. 9:15). В Ветхом Завете праздники, предполагающие веселье, отмечали важнейшие события истории Израиля, закрепляли духовные уроки, а также указывали на Грядущего Мессию. Суть веры в том, что она приносит покой во время бури, радость за горем и утешение после плача. Радость верующих покоится не на искусственных возбудителях, но на глубоком внутреннем осознании своей принадлежности к Богу и Его Царству, которое есть праведность, мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).

Разумеется, смех и юмор ограничены своей пользой для окружающих. Послания церквам говорят о «смехотворстве» (скорее всего, неуместном и «плоском» юморе), которое неприлично святым (Еф. 5:4). Книга Притч упоминает человека, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил» (Пр. 26:19). То есть речь идет о созидательном юморе, который может разрядить обстановку, проиллюстрировать интересную мысль, обратить внимание слушающих на какую-то проблему, вдохновить и побудить к доброму. Наконец, парадоксально, но факт: только хороший и уместный юмор помогает создать естественную и непринужденную атмосферу, когда уже можно поговорить о чем-то крайне серьезном.

Такой вот серьезный смех. С днем смеха! Не шучу :)
Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства
  Следующие 20 >>