анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
«Мне ни в чем не надо половины...» Памяти Евгения Евтушенко

Игорь Попов, Москва

Таким я его и запомнил. Невероятно обаятельным, молодым, энергичным. Он читал свои стихи, словно жонглер, балансируя над залом и запуская в слушателей строками. В его памяти фантазии переплетались с реальностью и становились легендами великого поэта. И в эти легенды нам хотелось верить. А как не поверишь? Ведь перед нами стоял Евгений Евтушенко.

Сегодня, 1 апреля 2017 года, его не стало. Говорить о том, что с его смертью ушла эпоха банально. Евтушенко и сам был эпохой и творцом легенд. Он был разным. Противоречивым, страстным, полным обид и страстей, он был живым, из плоти и крови. При жизни принято было судачить о нем, вспомнить цитаты современников (и не каких-нибудь, а не меньше, чем Бродский или Тарковский). Таким и должно быть поэту — он сам словно стоит между времен, воплощая в своем творчестве, да и жизни всю противоречивость эпохи, в которую жил.

Евгений Александрович Евтушенко родился в городе Зиме Иркутской области 18 июля 1932 года. Его отец, прибалтийский немец по происхождению, Александр Рудольфович Гангнус, был поэтом-любителем. Мать, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, была геологом, актрисой, заслуженным деятелем культуры. Вся жизнь поэта с самого рождения была связана с переменами, что отражается в стихах. После возвращения в 1944 году в Москву из эвакуации мама дала сыну свою девичью фамилию. Чуть позже, во время эвакуации периода Великой Отечественной войны, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933. По отцовской линии Евгений Александрович был внуком известного советского педагога-математика Рудольфа Вильгельмовича Гангуса.

С малых лет родители прививали ему любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая сына чтению. И Женя очень быстро сам стал выбирать книги, запоем читая Дюма, Сервантеса и Флобера. Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров, посещая с отцом вечера поэзии в МГУ. Евтушенко побывал на творческих вечерах Анны Ахматовой, Александра Твардовского, Бориса Пастернака. А мать, будучи солисткой театра им. Станиславского, часто собирала дома артистов и поэтов. В гости к Жене приходили Белла Ахмадулина (она стала позже его первой женой), Михаил Рощин, Евгений Винокуров, Владимир Соколов.

Писать стихи он стал довольно рано. Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение было опубликовано в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 год Евтушенко учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Исключен за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым». А вот диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году. В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего». В 1952 году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

Кроме стихов Евгений Александрович начинает писать и прозу. Первое произведение «Четвертая Мещанская» было опубликовано в 1959 году в журнале «Юность», позже в свет вышел второй рассказ «Куриный бог». Свой первый роман «Ягодные места» Евтушенко выпустил в 1982 году, а следующий, «Не умирай прежде смерти», через одиннадцать лет.

Период с 1950-го по 1980-е годы — время поэтического бума, когда огромной популярностью пользовались поэты Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский и, конечно, Е. Евтушенко. Их выступления собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной. В последующие годы Евтушенко печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность - «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов принимал участие Евтушенко. Строки из стихотворений Евтушенко «уходят в народ». Например, первые строки из вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт» — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Это и отличает творчество Евтушенко — страстная убежденность в важности миссии поэта. В важности поэзии вообще.

Нет, мне ни в чем не надо половины!
Мне – дай все небо! Землю всю положь!
Моря и реки, горные лавины
Мои – не соглашаюсь на делёж! Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.
Всё полностью! Мне это по плечу!
Я не хочу ни половины счастья,
Ни половины горя не хочу!

В начале девяностых писатель переехал в Соединенные Штаты, где продолжает активно работать и писать: там он читает курсы русской поэзии в местных университетах, продолжают выходит сборники стихов. За время его творческой жизни было издано более 130 книг, а его произведения перевели на 70 языков мира.

Евгений Александрович не только получил признание среди читателей, но и заслужил бессчетное количество наград. Евтушенко номинировался на Нобелевскую премию по литературе, был лауреатом Государственной премии СССР и премии «Тэфи». Поэт награжден «Знаком Почета» и медалью «За заслуги перед Отечеством» - и это лишь малая часть наград. Именем писателя названа малая планета Солнечной системы, которая носит название 4234 Evtushenko.

Стихи поэта вдохновляют многих музыкантов на создание песен и музыкальных приведений. Например, на основе поэмы Евтушенко «Бабий Яр» композитор Дмитрий Шостакович создал знаменитую тринадцатую симфонию. Это произведение снискало мировое признание: «Бабий Яр» издан на семидесяти двух языка мира. Евгений Александрович начинал сотрудничать с композитами еще в шестидесятых годах, работая с такими знаменитостями, как Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский и Юрий Саульский.

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к фильму «Я - Куба», которая вышла в 1964 году, Евгений Евтушенко написал в соавторстве с Энрике Пинеда Барнетом. В картине Саввы Кулиша «Взлет» поэт исполнил главную роль Константина Циолковского. Кинокартина вышла на экраны в 1979 году. А в 1983 году писатель попробовал себя в роли сценариста и поставил фильм «Детский сад», где сыграл небольшую роль. В 1990 году он написал сценарий и выступил режиссером фильма «Похороны Сталина».

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни Евгений Евтушенко умер. Поэт скончался в клинике США, куда был госпитализирован 31 марта в тяжелом состоянии. Супруга писателя Мария Новикова сообщила, что врачи практически не давали шансов Евгению Александровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут. В последние годы он тяжело болел. Евгений Евтушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. Он также успел огласить свою последнюю волю - предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкино рядом с Борисом Пастернаком.

Сухие строки биографии на самом деле лишь повод увидеть настоящую биографию поэта. А она становится реальностью лишь в его творчестве. И эта мистерия заставляет нас спорить с поэтом, соглашаться, погружаться в его миры и читать вслух его стихи. Итальянский поэт Джакомо Леопарди считал, что поэты делятся на пророков и мыслителей. Евтушенко был тесен терновый венец пророка. Но его стихи невозможно читать, не проникаясь страстной интонацией. Они словно сами вскакивают на кафедры и обретают молодую плоть проповедников.

Проклятье века — это спешка,
и человек, стирая пот,
по жизни мечется, как пешка,
попав затравленно в цейтнот.
Поспешно пьют, поспешно любят,
и опускается душа.
Поспешно бьют, поспешно губят,
а после каются, спеша.
Но ты хотя б однажды в мире,
когда он спит или кипит,
остановись, как лошадь в мыле,
почуяв пропасть у копыт.
Остановись на полдороге,
доверься небу, как судье,
подумай — если не о Боге —
хотя бы просто о себе.

И мы продолжаем читать его стихи, сочинять песни, говорить фразы «как сказал кто-то из поэтов». И в этих наших неуклюжих попытках сохранить память слова сами творят новую реальность, вопреки приходящему с опытом неудач и горького опыта жизненному пессимизму. Так рождаются и уходят легенды. Но я уверен, что жизнь поэта продолжается и утверждается в его стихах. А об остальном судит и знает лишь Господь.
Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства
  Следующие 20 >>