Следующее за Пасхой воскресное Богослужение носит название «Фомино воскресенье», а также по-гречески весьма своеобразно именуется «Антипасхой», где приставка «анти» выражает подобие, тождество. Здесь переплетаются два смысла – с одной стороны, впервые воскресший Христос является ученикам лишь неделю спустя (для них настала своя личная Пасха); с другой стороны, как полагали древние богословы, Антипасха – это прообраз нового мира, который Христос сотворил посредством Своего воскресения.
Главным действующим лицом евангельского повествования в этот день является Апостол Фома – один из Двенадцати (на тот момент, сократившихся до Одиннадцати), которого по традиции именуют «неверующим» из-за его слов: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Фраза «Фома неверующий» даже закрепилась в русском языке как нарицательная и отражающая сомнения, недоверие и колебания неуверенного в чьей-то правоте человека. Тем не менее, Фома вовсе не более «неверующий», чем остальные Апостолы! Ученики также не торопятся верить свидетельству Марии Магдалины о Воскресении Христовом (Мк. 16:11).
Фактически, причина веры остальных Апостолов - явление им Христа… чуть раньше, чем Фоме! Как же слабо человеческое упование, если даже ближайшие спутники Спасителя, многократно слышав от Него заверения в Своей скорой смерти и воскресении, были такими маловерными! Им необходимо было явление Христа через закрытые из-за страха двери и чтобы Он показал Свои пронзенные руки, ноги и ребра!
Именно к этой слабости нашей веры и снисходит Иисус. Он не укоряет ни Фому, ни остальных Апостолов за их неверие. Слова Фомы «не поверю» не вменяются ему как дерзкие. Напротив, Спаситель милосердно являет им Себя и разделяет с ними радость. Господь с готовностью дает Фоме возможность прикоснуться к чуду воскресения: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Христу очень важно показать именно телесное воскресение, необычайные качества нового прославленного тела, подобие которого все верующие будут иметь в Царстве Небесном. Спаситель – это не призрак, не галлюцинация и не плод воображения Его учеников. Он жив и будет жить во веки веков.
Когда человек встречается с Богом и Его явным действием в жизни, у него есть два пути – либо отвергнуть Господа, либо принять Его. Фома совершает величайшее исповедание: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Перед ним стоит не просто Учитель и Друг, но Бог и Господин всей жизни!
Наконец, завершается эта история чудесным обетованием для последующих поколений верующих – «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Особое благословение и Божье благоволение принадлежит тем, кто поверил Господу как дитя, просто на основании Его Слова, даже без знамений и чудес. Ведь главная проблема вовсе не в недостатке или несовершенстве доказательств. «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам» - в этом и вся суть. «Сначала доказательства – потом вера», говорит скептик. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!», - говорит Бог.