анонсы статьи
новости
24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде
О том, что чудес в природе не бывает

Сергей Худиев, Москва

Немецкий философ Курт Флаш в своей книге «Почему я не христианин» пишет о чудесах: «Такие события очевидно находятся за пределами привычного хода вещей в природе и поэтому в высшей степени невероятны». В чем ошибка подобной аргументации против чудес? В том, что она исходит из определенной скрытой предпосылки — натурализма. Натурализм (по-русски мы бы сказали «природоверие») это уверенность в том, что вся реальность сводится к «природе», и нам стоит уточнить, что под ней понимается.

«Природа» — это замкнутая система причинно-следственных связей, в которой любое событие определяется неизменными законами природы и предыдущими состояниями системы. Например, солнечное затмение происходит не из-за того, что дракон пожирает (а потом, по требованию богов, выплевывает) Солнце, а потому что Луна обращается вокруг Земли по определенному неизменному закону, и мы можем предсказать, когда она на время окажется между нами и Солнцем.

Естественные науки исходят из этой предсказуемости природы — самолеты летают, лампочки светят, медики делают сложные операции, потому что природа высокоупорядочена, и, наблюдая за ней, мы можем понять, как развиваются природные процессы и как мы можем использовать их в наших целях. Выражение «чудес в природе не бывает» совершенно верно в том смысле, что «природа» это упорядоченная система, и чем больше мы ее наблюдаем, тем больше наблюдаем ее упорядоченность. Любая «беззаконная комета среди расчисленных светил» как оказывается, в итоге, тоже подчиняется законам природы.

Но христианская вера и не утверждает, что чудеса случаются в природе. Они являются знаком особого вмешательства внешней по отношению к природе личностной силы — Бога. Если вы, уезжая с дачи, оставили на полу тяжелую гирю, а приехав, заметили, что она находится на шкафу, вы вряд ли решите, что она сама собой перелетела на шкаф. Такого не бывает — это было бы нарушением законов природы. Вы, в таком случае, не отрицаете ни тот факт, что гиря находится на шкафу, ни законов природы — вы просто предполагаете, что, в ваше отсутствие, кто-то был на даче и переместил гирю.

Евангелие не утверждает, что мертвые воскресают в природе — это было бы явно нелепо. Действительно, в природе, как установлено тысячелетиями наблюдений, мертвые остаются мертвыми, и тела их разлагаются. Евангелие утверждает, что Бог совершенно уникальным образом вмешался в историю Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых, и это исключительное событие, которое обладает таким центральным значением в истории человечества именно в силу его исключительности. Это не то, что произошло «в природе». Это проявление вмешательства извне.

Поэтому аргумент против чудес никак не опровергает христианские чудеса — то есть уникальные вмешательства внеприродного Бога. Он просто постулирует, что природа упорядочена — с чем мы, как христиане, и не думаем спорить.
Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»
  Следующие 20 >>