анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Атеист и заповеди Христовы

Сергей Худиев, Москва

Разве атеист не может соблюдать заповеди Христовы лучше, чем многие верующие? Такой вопрос задали мне во время одного из прямых эфиров на радио. Вопрос интересный. Тут надо разграничить несколько разных понятий. Может ли атеист быть нравственным человеком, законопослушным гражданином, добросовестным работником, заботливым семьянином? Разумеется, может.

Может ли атеист совершать добрые дела? Вне всякого сомнения. Сознание нравственного закона — не признак принадлежности к Церкви. Это признак принадлежности к человеческому роду. Довольно странно было бы говорить о суде Божием, если бы люди просто не имели понятия о законе. Но Закон, как говорит Апостол, всем известен, он написан в человеческих сердцах, и некоторые люди (в том числе, некоторые атеисты) упорно старались ему следовать. Но мы не можем сказать, что атеист соблюдает заповеди. Заповеди — это не совсем то же самое, что «правила человеческого общежития».

Заповеди — это то, что существует в рамках Завета, особых отношении с Богом. Можно исполнять семейные обязанности, только если вы — член семьи. Можно исполнять приказы командования только если вы — военнослужащий. Можно исполнять указания управляющего, только если вы — работник на этом предприятии.

Точно также можно исполнять заповеди Божии только пребывая в завете с Богом — и первая из Десяти заповедей: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3).

Заповеди — это то, что принадлежит народу Божию, в чем проявляются его отношения с Богом. Поэтому, даже очень хороший, нравственный атеист заповедей не соблюдает — и не может. Второе, что следует отметить — цель христианской веры состоит не в том, чтобы сделать вас порядочным гражданином. Это ее побочный эффект. Обязательный — но побочный.

Представьте себе, например, человека, который готовится к космическому полету. При этом, он ведет здоровый образ жизни, соблюдает режим и диету, не пьет и не курит, и, в результате, имеет здоровый цвет лица. Но этот здоровый цвет лица — не главная его цель. Это проявление того, что у него есть в жизни иная цель — полететь в космос.

Цель христианской веры не в том, чтобы сделаться добропорядочным гражданином, хотя это обязательно. Так же как цель жизни гусеницы не в том, чтобы сделаться добропорядочной гусеницей. Эта цель лежит за пределами ее гусеничной жизни. Ей предстоит сделаться бабочкой, и легко вспорхнуть над всем тем миром, который был для нее привычным в ее прошлой жизни.

Евангелие говорит о том, что Бог предлагает нам жизнь вечную и блаженную. Чтобы обрести этот дар, быть нравственным человеком — необходимое, но не достаточное условие. Надо войти в Завет — довериться, стать Богу своим. Это вряд ли возможно для человека, который хочет оставаться атеистом.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>