Разве атеист не может соблюдать заповеди Христовы лучше, чем многие верующие? Такой вопрос задали мне во время одного из прямых эфиров на радио. Вопрос интересный. Тут надо разграничить несколько разных понятий. Может ли атеист быть нравственным человеком, законопослушным гражданином, добросовестным работником, заботливым семьянином? Разумеется, может.
Может ли атеист совершать добрые дела? Вне всякого сомнения. Сознание нравственного закона — не признак принадлежности к Церкви. Это признак принадлежности к человеческому роду. Довольно странно было бы говорить о суде Божием, если бы люди просто не имели понятия о законе. Но Закон, как говорит Апостол, всем известен, он написан в человеческих сердцах, и некоторые люди (в том числе, некоторые атеисты) упорно старались ему следовать. Но мы не можем сказать, что атеист соблюдает заповеди. Заповеди — это не совсем то же самое, что «правила человеческого общежития».
Заповеди — это то, что существует в рамках Завета, особых отношении с Богом. Можно исполнять семейные обязанности, только если вы — член семьи. Можно исполнять приказы командования только если вы — военнослужащий. Можно исполнять указания управляющего, только если вы — работник на этом предприятии.
Точно также можно исполнять заповеди Божии только пребывая в завете с Богом — и первая из Десяти заповедей: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3).
Заповеди — это то, что принадлежит народу Божию, в чем проявляются его отношения с Богом. Поэтому, даже очень хороший, нравственный атеист заповедей не соблюдает — и не может. Второе, что следует отметить — цель христианской веры состоит не в том, чтобы сделать вас порядочным гражданином. Это ее побочный эффект. Обязательный — но побочный.
Представьте себе, например, человека, который готовится к космическому полету. При этом, он ведет здоровый образ жизни, соблюдает режим и диету, не пьет и не курит, и, в результате, имеет здоровый цвет лица. Но этот здоровый цвет лица — не главная его цель. Это проявление того, что у него есть в жизни иная цель — полететь в космос.
Цель христианской веры не в том, чтобы сделаться добропорядочным гражданином, хотя это обязательно. Так же как цель жизни гусеницы не в том, чтобы сделаться добропорядочной гусеницей. Эта цель лежит за пределами ее гусеничной жизни. Ей предстоит сделаться бабочкой, и легко вспорхнуть над всем тем миром, который был для нее привычным в ее прошлой жизни.
Евангелие говорит о том, что Бог предлагает нам жизнь вечную и блаженную. Чтобы обрести этот дар, быть нравственным человеком — необходимое, но не достаточное условие. Надо войти в Завет — довериться, стать Богу своим. Это вряд ли возможно для человека, который хочет оставаться атеистом.