анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Нехристианские чудеса

Сергей Худиев, Москва

Когда я беседую с атеистами, мне нередко говорят: “Вы же сами посмеетесь над рассказами о сверхъестественном в нехристианских религиях. Вы просто откажетесь принимать всерьез рассказы о чудесах, творимых, скажем, буддийскими монахами. Что же, кроме слепого пристрастия заставляет вас верить в Воскресение Иисуса Христа из мертвых, Непорочное зачатие и другие подобные вещи?”

Этот довод основан на ошибочном понимании христианской позиции по этому вопросу. Нет, мы не смеемся над рассказами о сверхъестественном в других традициях.

Библия (и, далее, церковная традиция) вполне признает возможность сверхъестественных явлений за пределами Церкви. Пророк Валаам, которому было явлено чудо с Ослицей, не принадлежал к Божьему народу. Волхвы, которым Бог явил Вифлеемскую звезду, тоже были язычниками. Бог может являть Свою милость Своим творениям так, как Он сам считает нужным. Милосердное чудо Божие далеко не всегда можно рассматривать, как подтверждение истинности чьих-то религиозных воззрений. Бог может снисходить к невежественным и заблуждающимся.

Однако, увы, возможно и сверхъестественное вмешательство с другой стороны - та же Библия говорит о том, что язычники могут общаться с бесами, и эти бесы могут производить удивительные знамения.

Поэтому, чего-то в принципе невозможного в сверхъестественных явлениях за пределами Церкви нет. Другое дело, что к сообщениям о сверхъестественном уместно относиться, как к любым сообщениям вообще - они могут быть ложными, преувеличенными или искаженными. Причем рассказы о ложных чудесах могут вполне циркулировать и внутри Церкви - есть такой грех, как "рассказывать о ложных чудесах".

При сообщениях о чудесном христианин свободен рассматривать все возможности - от слухов и сознательных фальсификаций, до реально сверхъестественных событий. Атеизм как мировоззрение сразу воспрещает сверхъестественное - эта возможность отсутствует с самого начала, все данные должны интерпретироваться исходя из того, что, как пелось в детской песенке: "кто угодно это был, но не попугай". Если мы допускаем принципиальную возможность сверхъестественного вмешательства в наш мир, одни чудеса будут выглядеть не слишком достоверными, другие, напротив, надежно подтвержденными - как, например, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>