анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Препятствует ли религия моральному прогрессу?

Сергей Худиев, Москва

Препятствует ли религия моральному прогрессу? Я время от времени читаю, что религия дает жесткие, неизменные предписания, которые в наши дни являются устаревшими. Что же, религий много и они разные. Поэтому я не буду говорить про «религию вообще», а скажу про христианство.

Что такое моральный прогресс? Само это слово означает развитие какого-то процесса, изменения, в данном случае к лучшему. Но чтобы говорить о том, что что-то стало «лучше» мы должны исходить из какой-то системы ценностей, из какого-то представления о том, что хорошо и правильно. В мире без Бога, как это прекрасно выразил известный атеист Ричард Докинз: «нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия». Не существует никакого объективного, реального «добра», в сторону которого мы могли бы прогрессировать.

Например, ряд прогрессивных мыслителей (Питер Сингер и другие) выступают за то, чтобы позволить не только аборты, но и убиение уже рожденных младенцев. Если это будет легализовано, будет ли это «моральным прогрессом»? Одни скажут да, другие — что это, напротив, страшный моральный регресс. Кто из них прав? В мире без Бога этот вопрос просто невозможно поставить — нет какой-то объективной, истинной правоты, а есть только мнения различных людей. Религия, определенно, препятствует прогрессу «по Сингеру» - и многие скажут, что превосходно делает.

Такая проблема возникает не в первый раз. Начиная с конца XIX века большим влиянием пользовался социал-дарвинизм — представление о том, что эволюция путем естественного отбора продолжается и в человеческом обществе. Помогать бедным — значит мешать этому благотворному процессу. В самом деле, бедность — признак неприспособленности, неприспособленность — признак «плохой наследственности», сама природа приговорила этих людей, а мешать ей — значит тормозить эволюционный прогресс.

Социал-дарвинисты, естественно, считали христианство с его этикой помощи слабым, тормозом на пути прогресса. Сейчас, правда, социал-дарвинизм вышел из моды — и его скорее считают проявлением одичания, чем прогресса. Как и другие воззрения XIX-XX веков, которые в свое время считались научными — расовую теорию и евгенику.

Сейчас вера в превосходство «нордической расы» считается признаком тяжелого одичания, провала в дремучую архаику — но еще в начале ХХ века это было преобладающе воззрение в научных кругах. Библию отвергали именно потому, что она учит единству человеческого рода, падшего в Адаме и искупленного во Христе. Нередко то, что кажется современникам последним словом морального и научного прогресса, потом оказывается грубым заблуждением. А религия — тем якорем, который удерживает хотя бы часть людей от падения в пропасть морального одичания, которое объявляет себя «прогрессом».
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>