Недавно, на сайте kbogu.ru была опубликована статья Антона Лебедева: «Верующие и Израиль». У автора есть свой стиль. В большинстве своих статей он пытается показать две стороны вопроса, и найти «средний путь». Так и здесь он пытается рассмотреть две стороны, предупреждает, что писать на эту тему: «Все равно, что ходить по лезвию бритвы». К сожалению, на мой взгляд, в этот раз пройти ему не удалось. Вероятно, причина в том, что о рассматриваемом вопросе автор судит извне, эта тема не является для него одной из важных. Но статья получилась очень интересная, и прежде всего тем, что в ней хорошо проявились те самые представления, которые есть у многих евангельских верующих.
Начнем с крайностей, от которых нас предупреждают. Одной из крайностей назван антисемитизм внутри христианства и гонения, которые «нередко… исходили от христиан». Соглашусь, что это проблема. И очень редко мы до конца понимаем ее глубину. Гонения от христиан были основными в истории иудаизма. Были для этого внешние факторы (тесное соседство). Но были и те, которые, находятся глубоко в природе христианства (не учения Иисуса, но развивающегося института). Легко увидеть, как среди христиан, начиная со 2-го века, растет антиеврейская риторика. Одной из главных причин, на мой взгляд, была потребность в том с кем можно бороться, на чьем фоне можно доказывать свое превосходство.
Всего несколько примеров. В первой церкви Пасху в церквях праздновали или в тот же день, что и местные евреи, или же в ближайшее воскресенье. В 4-м веке церковь решила выработать для себя единые правила расчёта Пасхалии, где прописала, что если случайно дата совпадет с датой еврейского Песаха, то праздник надо перенести на другое время (7-е Апостольское правило).
Часто для противопоставления и возношения даже не нужны были евреи! Одним из первых сохранившихся письменных памятников древнерусского богословия, является «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона. Он уделяет особое внимание тому, что «как Авраам отверг Агарь, так Господь отверг и Израиль»… Интересно много ли было в Киеве иудеев, и насколько сильна была угроза их влияния на народ православный? И тем не менее становление независимого русского богословия происходит в форме противопоставления иудаизму, пусть и виртуальному. (Как говорят исследователи, этот трактат был направлен против Византии, но выбор евреев в качестве жупела был вполне органичен для христианской полемики).
Не избавилось христианство от этого яда и позже: достаточно вспомнить что происходило на православных, протестантских или католических землях в 20-м веке (российские погромы, немецкие концлагеря, убийства и поджоги в послевоенной Польше).
Но, согласимся с автором. Подобные проявления являются крайностью. Чаще же антисемитизм проявляется незаметно. Как? Это будет хорошо видно в конце статьи.
Другой крайностью, которую описывает автор является то, что он называет «христианским сионизмом». Автор правильно взял этот термин в кавычки, так как то, как он его определяет к сионизму не имеет никакого отношения. Сионизм, это движение стремящееся к тому, чтобы произошло объединение и возрождение еврейского народа на своей исторической родине. Христианский сионизм — видит в этом объединении исполнение пророчеств. Желающих отошлю к соответствующим статьям в Википедии. Христианские сионисты очень разнообразны и в убеждениях и в формах их выражений. Есть те, кто серьезно изучают мудрость раввинов, а есть те, кто стоит на принципе Sola Scriptura, причем в его самом радикальном применении. Есть те, кто поддерживает государство Израиль, а есть те, кто критикует политику правительства. Среди христианских сионистов можно вспомнить Джона Дарби, Дуайта Муди, Сайруса Скоуфилда. Возможно, и автора статьи можно отнести к их числу.
Очень легко мы, подобно митрополиту Иллариону, сами придумываем себе образ христианского сиониста, с которого пугаемся и с которым успешно спорим. Я не утверждаю, что образ нереальный, но он может быть однобоким, а принципы и выводы легко сделать глобальные.
Автор статьи, ссылаясь на Библию, показывает проблемы, которые существовали, и существуют в Израиле. С этим сложно спорить, и большинство известных мне мессианских верующих молятся о духовном состоянии Израиля. При этом важно помнить об акцентах. А они легко смещаются. Цитаты о проблемах и об отпадении Израиля периодически звучат в церквях. А потом произносится «смиренная» молитва: «Спасибо, Господи, что я не таков, как эти иудеи». Именно такое «внимательное» отношение к евреям присутствует в христианской среде с первых веков. Оно позволяет почувствовать себя выше и лучше.
Давайте попробуем оценить принятие или непринятие иудеями Христианства. Согласно Иосифу Флавию (Иуд. древности 14:13.4) в день Пятидесятницы в Иерусалиме собиралось «несколько десятков тысяч человек». В Деян.2 написано о минимум 3-х тысячах, уверовавших.
Если «несколько десятков» на празднике это даже 90 тысяч, то можно утверждать, что в первый день к Церкви присоединилось больше 3% населения. А позже, когда толпы паломников разъехались, и Иерусалим "опустел", только за один день к церкви присоединились еще 5 тысяч новых верующих (Деян.4:4). Некоторые предполагают, что первая община объединяла до 40% населения Иерусалима. Много ли в истории христианства подобных историй обращения народов? Конечно, наивно утверждать, что весь Израиль принял своего Мессию, а жизнь народа была идеальным отражением Божьих Законов. Но образ Израиля времен Иисуса становится другим.
Также, если мы читаем библейские обличения евреев, надо помнить, что это обличения не от внешних христиан, а от пророков изнутри своего народа. А отсутствие подобных обличений среди народа нашего или любого другого, возможно, связано не с его лучшим состоянием, а с отсутствием у нас пророков, или же нашей неготовностью бережно сохранять их слова. И серьезность библейских обличений Израиля часто исходит не от исключительности его греховности, а от исключительности его предназначения, которому не соответствовало состояние.
Автор призывает к осторожности в отношении к раввинистическим учениям: «Которые сам Павел называет „иудейскими баснями“ — Тит.1:14». Спорить с Павлом не буду. В первой церкви иудаизм был той почвой, на которой росло новое богословие. Были вещи правильные, были и ошибочные. В церкви у Тита возникли сложности, и Павел о них говорит. Но он пишет и о других баснях: бабьих (1Тим.4:7), о тех, которые пришли из Греции с гностиками (1Тим.1:4). Проблема с отношением к чьему-то учению не специфическая иудейская, но общая: недостаток критического мышления. Критическое мышление необходимо когда мы читаем Талмуд или Августина, мидраши или Лютера, раввинов или МакАртура, современных учителей из Израиля или из России. И на мой взгляд, сегодня в церквях больше проблем возникает от басен из христианских книжных магазинов. С критическим же отношением к учению раввинов все не так уж и плохо. Они успели высказать большое количество поучений, которые могут выглядеть противоречиво. И для их применения не обойтись без внимательного размышления. Хотя есть, увлекшиеся израильской темой христиане, которые получив обрывки информации, воодушевленно начинают применять их к месту и не к месту. Но тут уже действует принцип: для ребенка, которому подарили молоток, весь мир превращается в набор гвоздей.
Также в статье мельком затронуты богословские вопросы и упоминаются места Писания. Но поскольку, делается это мельком, то появляются очень типичные ошибки. Остановлюсь только на одном из таких мест:
«А виноградник Царства Божьего отдан в распоряжение „другим виноградарям“ (Мф. 21:41), то есть международной Церкви, в которую могут входить, в том числе и христиане-евреи». Это — классика! И здесь надо остановиться подробнее. Это толкование — яркий пример ядовитого богословия замещения, проникшего в наши общины. Идеи о том, что церковь заменила собой Израиль, вместо учения Павла, о том, что народы присоединились к Израилю, чтобы создать Церковь (Еф.2:13–14). О чем же говорит история о виноградарях, если постараться снять двухтысячелетние очки христианского антисемитизма?
Образ виноградника взят из песни Возлюбленного у Исаии (5), где дано четкое определение: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» (5:7). Но если виноградник — это Израиль, то кто виноградари?
С кем разговаривал Христос? События происходят в храме. В Мф.21:23 начинается напряженная дискуссия с первосвященниками и старейшинами народа. Идет спор о власти Христа, и об их полномочиях. Иисус утверждает: из-за непослушания начальников, мытари и блудники пойдут царствовать впереди них. Притча о виноградарях иллюстрирует, как они узурпировали власть над Израилем. Ради ее сохранения они готовы убить Сына. Но власть у них (первосвященников и старейшин) отберется и перейдет к тем, кто готов отдавать плод (к последовавшим за Мессией мытарям и блудницам). Именно новые ученики, раздражающие начальников, и являются тем самым народом, которому отдастся виноградник. «Первосвященники и фарисеи поняли, что Он О НИХ говорит» (45) (в отличие от многих толкователей, которые понять этого не смогли). И они не смогли схватить Иисуса, так как побоялись народа Израильского, который почитал Его за Пророка (46). То есть это место — обличение духовного руководства и описание благословенного еврейского народа, последовавшего за Мессией. Но где здесь говорится о том, что у Израиля заберется Царство? Где о международной церкви, которой вместо Израильского народа дастся власть? И власть над чем?
Этот отрывок — совсем о другом. Но наше восприятие настолько привыкло видеть церковь вместо Израиля, что мы легко находим обоснование этому там, где его нет. К оправданию автора надо сказать, что его толкование не уникально. Так толковало большинство богословов начиная с первых веков, закрывая глаза на очевидный ближайший контекст и на связь с ветхозаветными прообразами.
Это и есть тот самый яд антисемитизма, который по-прежнему живет в церкви. Мы читаем Писание через эту призму. Через нее смотрим и на Израиль. Я говорю об этом не с торжеством, утверждая свое правильное понимание. Для меня самого это болезненный процесс изменения. Есть вещи, которых и я пока не вижу. Слишком глубоко эта болезнь живет в нас, чтобы от нее удалось избавиться простым решением или желанием. Но хочется побудить искренних христиан к процессу переосмысления того, что разрушает нашу церковь, и освобождения от этого.