В свое время Лев Николаевич Толстой заявил, что "отвергает непонятную Троицу". Многие склонны с ним соглашаться - учение от Троице выглядит слишком трудным, слишком непонятным, слишком «не укладывающиеся в голове». Люди предпочли бы какую-нибудь более простую и понятную религию. Но христианство - не есть “понятная” религия. Христианство - это истинная религия. Бессмысленно требовать от реальности, чтобы она была "проще" или "понятней".
Даже в сотворенном мире есть очень много вещей, которые нам непонятны. Мне недавно довелось в этом убедиться, когда я попытался читать довольно популярно написанную книгу по астрофизике. Вещи, о которых шла речь, были мне, по большей части непонятны, а то, что казалось понятным, вызывало некоторую оторопь.
Вселенная, в описании физиков, оказывалась очень, очень странным местом.
Но могу ли я сказать ученым - поскольку я не понимаю ваших теорий, они, должно быть, ошибочны?
Это было бы нелепо - истинность научных теорий никак не зависит от того, понимает ли их человек, далекий от науки. Мое непонимание - совершенно не критерий истинности или ложности. Это просто проявление моей личной ограниченности - совершенно неизбежной, никто не может быть специалистом сразу во всем. Мне остается только принимать утверждения физиков на веру.
Бог - реальность несоизмеримо более высокая, чем все, с чем мы можем столкнутся в сотворенном Им мире. Я могу не понимать Его - это естественно, ведь я всего лишь ограниченное (и к тому же падшее) тварное существо. Но я могу захотеть понять хоть что-то, встать на путь, ведущий к познанию истины - а для этого мне нужно отложить внутреннее противление и принять то, что Бог открыл о Себе, как истину.
Библия открывает, что Сын Божий - Бог, который при этом "прежде бытия мира" пребывает с Отцом. Библия открывает, что Святой Дух - личность и Бог. При этом есть только один Бог. Это выглядит совершенно непонятным? Конечно. Но чтобы начать понимать хоть что-то, мы должны сначала принять, согласиться - это истина, даже если она не укладывается у нас в голове.
Церковь, размышляя над данными Библии, сформулировала доктрину Троицы. Бог, в каком-то смысле, похож на семью (вернее, это любящая семья чем-то похоже на Бога). Отец, Сын и Святой Дух вечно пребывают в совершенной любви и единстве - настолько совершенной, что это не это один Бог, а ни в коем случае не три бога. В то же время, Лица Троицы не сливаются, не исчезают в единстве Бога - Отец это не Сын, Сын - это не Святой Дух, Святой Дух - это не Отец.
Учение о Троице принципиально важно для библейского возвещения, что Бог есть любовь. Любовь есть отношение между личностями. Про одинокую божественную личность (как видят Бога другие монотеистические религии) можно было бы сказать, что Она (или Он) проявляет любовь к творению, но не то, что Он (или Она) есть любовь - до творения мира ему просто некого любить. Но Бог Библии есть любовь ещё до творения мира - и сам акт творения есть проявление этой предвечной любви.