анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Спасение - юридическое или органическое?

Антон Лебедев, Саранск

Ис. 53:5: "наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились."
Вопрос спасения в христианстве всегда находился в центре богословских дискуссий, приводил к болезненным разделениям и ожесточенным спорам. Действительно, если как-то еще можно согласиться о разных взглядах на ход богослужения или различных подходах к проповеди, то очень сложно прийти к общему мнению именно о спасении – потому что оно и есть главная цель веры, и ошибка здесь может грозить печальными последствиями. Христиане видят мир погибающим, нужду во спасении – всеобщей и насущной, а Христа – единственным Путем избавления. Но проблемы возникают не в этих общих формулировках, а собственно, в понимании «механики» спасения.

И здесь сложилось как бы два полюса. С одной стороны, спасение как преображение падшей природы, ее восстановление, «обожение» и «освящение» - то есть внутреннее преображение, очищение, омытие, исцеление силою Святого Духа. Глубокое органическое преобразование. Идут дискуссии насколько это одномоментное событие, а насколько – долгий и трудный процесс. Возникает терминологическая путаница (на основании которой разные деноминации обвиняют друг друга в «спасении по делам» или наоборот, «отрицании добрых дел», «юридизме») – говорим ли мы о «спасении» как о спасенности «уже», о спасении «сейчас» или о спасении «еще не», которого мы ожидаем в веке грядущем?

С другой стороны, спасение в Библии представляется не только как нечто происходящее внутри нас. Это труд Христов, Его подвиг, Его искупление, Его ломимое за нас Тело и пролитая за нас Кровь. И здесь происходит чудесный обмен – Иисус умирает ВМЕСТО нас. Теперь верующим в Него принадлежит помилование, а Он – казнен за нас. Он несет на Себе наши беззакония, а мы очищены от них. Он Жертва, а мы – прощеные преступники, которые должны были быть на Его месте. И здесь юридический, правовой аспект спасения – именно из этой сферы взяты библейские понятия «суд», «Судья», «Ходатай», «наказание», «помилование» и так далее.

Итак, спасение – органическое или юридическое? Не зря в подзаголовок вынесен текст из пророка Исаии. Наказание мира нашего было на нем, и ранами Его мы исцелились. Два этих полюса органично сочетаются в одном стихе. Одно не может быть без другого. Спасение как лишь некий «обмен праведностями», но без преображения природы – это фикция, которая не делает человека лучше, не готовит его к небесам, не дает ему сил для духовной жизни и свидетельства миру. Спасение без жертвы Христа – тем более невозможно, поскольку лишается основания и сводится лишь к нравственным переменам.

Сознательно не буду сейчас затрагивать тему «потери» («лишения», «отказа от») спасения. Часто эти разговоры носят умозрительный характер, ведь самые яростные «кальвинисты» и «арминиане» (которые подчас ни трудов Кальвина, ни трудов Арминия не читали) соглашаются в одном – за спасение нужно держаться, его надо совершать, актуализировать в реальной жизни. Скажу про «дела» в спасении. Евангельские верующие говорят о спасении «не по делам, а по благодати» (с этой формулировкой невозможно спорить, поскольку это, фактически, цитирование Библии). Однако когда мы говорим о «делах», то не должны иметь ввиду бездействие. Спасение невозможно заслужить, но бесполезность «дел» как «заслуг» не отменяет определенных действий в спасении – молитвы, обращения, прошения, духовных поисков. Да, ничто (даже вера сама по себе!) не может спасти нас, кроме крови Христовой. Но без принятия этой крови – будет ли возможным спасение? Часто говорят о разбойнике на кресте и что он «ничего не сделал, чтобы быть в раю». Но так ли это? Великое исповедание, увещевание другого разбойника – разве не это сопровождало дар спасения Христова по отношению к нему?

Наконец, наши споры о делах в спасении, стойкости святых в спасении, разных аспектах спасения не должны затмить… собственно, спасения! Ведь Бог не спасает просто по исповеданию правильных формулировок того или иного вероучения. Также немало людей не понимают всей полноты спасения – и я в их числе. Нужно ли признавать «не спасенным» человека за иные сотериологические взгляды? Наверное, делать такие заявления мы имеем право лишь тогда, когда речь идет о явной ереси или неверии. И то, весь путь человека нам неизвестен. Известна фраза: когда я приду на небеса, то удивлюсь, увидев там многих, кого не ожидал там встретить. Потом еще раз удивлюсь – не увижу тех, кого ожидал. И наконец, буду поражен – как я сам попал туда? Потому что наши слабости, непонимания и разделения не мешают Богу совершать Свой труд – спасать.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>