Конечно, никто (тем более я) не берется за окончательное разрешение всех дискуссий относительно спасения. Прежде всего, поскольку разрешить их вряд ли представляется возможным. Потому что спасение подобно сотворению – это уникальное чудо, когда из духовного небытия рождается новая жизнь. Из тьмы для человека воссияет свет. Каменное и жесткое сердце становится плотяным. Человек из врага и бунтаря по природе делается Божьим дитем. Все эти процессы кажутся невозможными… если бы не были реальностью для многих людей, которые встретились со Христом.
Один богослов однажды сказал, что в любом вопросе христианского богословия содержится элемент тайны, парадокса, антиномии. И действительно, Троица – это Одно или Три? И Одно, и Три! Христос – и Бог, и Человек, две природы существуют в Нем «нераздельно и неслиянно, не будучи поглощёнными одна другой». Библия – это Слово Божье, но одновременно, и слово человеческое – в том смысле, что имеет земных авторов, особенности повествования, жанры и так далее.
То же касается и вопросов спасения. С одной стороны, Всевластие Божье во Вселенной является очевидным фактом – без Его ведома не падает даже малая птица; у верующих сосчитаны волосы на голове; исход жребия (казалось бы, случайного события!) – тоже от Него. Разумеется, не остается без ведома и основной вопрос – спасение человека. Отсюда и разнообразные образы – избрание, Книга Жизни, некое «полное число» язычников. Как мне кажется, бесполезно отрицать – Богу как минимум, известно (как максимум, Им это направляется и инспирируется), кто в конце концов будет частью небесной и торжествующей Церкви на Сионе в Новом Иерусалиме.
Однако, с нашей стороны все это – неизвестные величины. Отсюда, как мне кажется, и происходит путаница – мы часто пытаемся взглянуть на спасение как бы со стороны Бога и Его замысла, думаем проникнуть в Его совет, произошедший еще прежде основания мира. Между тем, спасение предлагается всем, проповедуется всем и возвещается всем. Содержание этой проповеди – вовсе не избрание или какая-то богословская система, а свободное, бесплатное и добровольное принятие жертвы Иисуса Христа и личная вера. Избрание и «ограниченность» искупления предназначены для того, чтобы уже уверовавший благодарил Бога, осознавал свою ответственность и славил Его за «бездну богатства, премудрости и ведение Божьи». Не для споров или горделивой исключительности.
То же самое касается и вопроса искупления. Очевидно, что крови Христа достаточно хоть для стократного спасения человечества – святость Его крови и достоинство жертвы абсолютно совершенны. Ясно, что даже не уверовавшие пользуются плодами крестной смерти – все человечество существует по милости Божьей, явленной на кресте. Но очевидно и то, что в спасительном смысле искупление ограничено верующими. Невозможно искупить тех, кто не принимает это самое искупление и противится ему.
Итак, христианин спасается добровольно и осознанно, принимая разумом, сердцем и волей дарованное ему искупление. Но будучи спасенным, он осознает – источник и силы к спасению содержатся не в нем самом, но в Том, Кто «силою Божиею через веру соблюдает его спасению».