анонсы статьи
новости
18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте
Логическая непоследовательность атеизма

Сергей Худиев, Москва

В сети я подписан на несколько атеистических сообществ. По большей части они публикуют хлесткие демотиваторы - картинка и два-три предложения. Иногда это просто грубые шутки, но иногда они наводят на размышления. Недавно мне попался такой: “По прежнему остается открытым вопрос - поведение, в основе которого лежит страх перед божественным наказанием, это нравственность или просто трусость?”

Слова приписаны известному антропологу Маргарет Мид, но в интернете трудно быть уверенным в правильной атрибуции цитат. Впрочем, авторство не так важно - важна сама идея. Человек, который удерживается от зла, исходя из своего нравственного характера, убеждений, ценностей - определенно лучше того, кто удаляется от зла только из-под палки, по страху наказания.

Идея вполне библейская. Христос говорит: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Иоан.14:15). Отвращаться от зла со страху лучше, чем не отвращаться от него вообще. Но для зрелого христианина Библия предлагает другую мотивацию - любовь и благоговейное почтение к Спасителю.

Но можно ли использовать эту идею для поддержки атеизма? Как раз нет, с атеизмом она несовместима. Она подразумевает существование определенных моральных истин. Существует подлинное добро, и мы обязаны избирать его. Существует зло, и мы обязаны удаляться от него. Быть подлинно нравственным человеком - это значит удаляться от зла и творить добро свободно, а не из-под палки. Трусость - позорное качество, а способность твердо стоять за истину - напротив, похвальное.

Проблема в том, что в атеистической картине мира все это - бессмысленный набор букв. Если Бога нет, никаких моральных истин не существует.

В самом деле, говоря о чем-то “это - истина”, мы имеем в виду, что это соответствует реальным, подлинным фактам, которые существуют на самом деле. “Волга впадает в Каспийское море”. Она туда действительно впадает, нравится нам это или нет, таково реальное положение дел. Оно не зависит от наших желаний, мы не приняли его голосованием - оно просто таково в реальности.

В христианской картине мира существуют моральные истины, так как мы созданы Богом с определенной целью. У нашей жизнь есть смысл и предназначение, одни поступки соответствуют этому предназначению, другие - нет. Человек создан быть добрым, честным и любящим, а вот быть жадным, злым и трусливым - значит предавать свое предназначение. Это, как и “Волга впадает в Каспийское море” - факты о реальности.

Но если Бога нет, мы никем не созданы, никакого смысла и предназначения в нашей жизни нет - никаких моральных истин не существует. Есть только предпочтения людей и их групп. Мы только можем сказать, что одни люди одобряют одно, а другие - другое. Кто из них прав? Это бессмысленный вопрос. В мире без Бога не существует никакой объективной моральной реальности, с которой мы могли бы сопоставить наши суждения.

Сама фраза “лучше поступать по искреннему убеждению, чем из под палки” в таком мире лишена смысла. В нем просто нет какого-то подлинного, не зависящего от наших предпочтений “лучше” или “хуже”. Как сказал известный Ричард Докинз: “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели. ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”.

Невозможно говорить о моральных истинах, оставаясь последовательным атеистом. Конечно, атеист может быть честным, добрым, нравственным человеком, остро переживающим добро и зло. Только в таком случае он не может быть логически последовательным.
Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?

На пенсии покаюсь?

Невероятность Воскресения

Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные
  Следующие 20 >>