анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Религия - причина нетерпимости?

Сергей Худиев, Москва

Когда я в очередной раз слышу о том, что религия является причиной нетерпимости -мне хочется воззвать к требованиям интеллектуальной научной добросовестности. Если мы хотим выяснить, является ли фактор Х причиной явления У, нам стоит, прежде всего, установить корреляцию: “Х присутствует там, где присутствует У”. Но корреляция сама по себе еще не обязательно означает причинность.

Например, исследования показывают, что люди, пьющие дорогое вино, живут дольше. Но дело, как предполагают исследователи, не в целебных свойствах дорогих сортов вина - а в том, что люди, которые его покупают, обычно в целом богаты и благополучны, более склонны вести здоровый образ жизни и имеют доступ к более качественной медицине.

Чтобы утверждать, что дорогое вино продлевает жизнь, нужно предъявить как корреляцию (которая, в данном случае, есть) , так и причинно-следственную связь (ее в этой ситуации нет). Есть ли хотя бы корреляция между религией и нетерпимостью? Да! - радостно ответят атеисты - крестовые походы! сожжения еретиков! притеснения иноверцев! Но это не корреляция. Мы могли бы говорить о корреляции, если бы нетерпимость всегда (или заметно чаще) проявлялась именно в религиозной среде. А вот там, где нет религии, нет и нетерпимости.

Так ли это? Где-нибудь в XVIII веке, до Великой французской революции, люди могли искренне верить, что это так и, что с исчезновением организованной религии явится царство разума и терпимости. Но потом произошла революция с массовыми казнями “врагов народа” и подавлением регионов Франции, где свержение монарха было принято без энтузиазма (как в Вандее) - настолько кровавым, что последующие историки называют его “франко-французским геноцидом”. Революция была антирелигиозной - и списать ее ужас на религию уже совершенно невозможно.

Как это невозможно и с наиболее свирепыми и кровавыми проявлениями массовой нетерпимости, которые человечество увидело в ХХ веке. Неслыханные по масштабам и жестокости преследования инакомыслящих - как и совершенно случайных и невинных людей, которые по каким-то идеологическим признакам были сочтены подлежащими уничтожению - совершались по мотивам, не имеющим никакого отношения к религии. Более того, коммунистические (и не только) лидеры разного рода (Сталин, Мао, Пол Пот) – часто подчеркивали свой непримиримый атеизм.

Религия была устранена, а вот нетерпимости стало намного больше. Религиозные люди бывали нетерпимы. Адепты светских идеологий нетерпимы еще больше. Из чего нам остается сделать вывод - причина не в религии.

Причина, как говорит христианство, в том, что человек грешен и из-за этого враждебен Богу, ближнему и самому себе. Эта враждебность может «вылезать» и под религиозными знаменами (почему бы и нет?), но гораздо охотнее использует чисто светские предлоги.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>