анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Религия - причина нетерпимости?

Сергей Худиев, Москва

Когда я в очередной раз слышу о том, что религия является причиной нетерпимости -мне хочется воззвать к требованиям интеллектуальной научной добросовестности. Если мы хотим выяснить, является ли фактор Х причиной явления У, нам стоит, прежде всего, установить корреляцию: “Х присутствует там, где присутствует У”. Но корреляция сама по себе еще не обязательно означает причинность.

Например, исследования показывают, что люди, пьющие дорогое вино, живут дольше. Но дело, как предполагают исследователи, не в целебных свойствах дорогих сортов вина - а в том, что люди, которые его покупают, обычно в целом богаты и благополучны, более склонны вести здоровый образ жизни и имеют доступ к более качественной медицине.

Чтобы утверждать, что дорогое вино продлевает жизнь, нужно предъявить как корреляцию (которая, в данном случае, есть) , так и причинно-следственную связь (ее в этой ситуации нет). Есть ли хотя бы корреляция между религией и нетерпимостью? Да! - радостно ответят атеисты - крестовые походы! сожжения еретиков! притеснения иноверцев! Но это не корреляция. Мы могли бы говорить о корреляции, если бы нетерпимость всегда (или заметно чаще) проявлялась именно в религиозной среде. А вот там, где нет религии, нет и нетерпимости.

Так ли это? Где-нибудь в XVIII веке, до Великой французской революции, люди могли искренне верить, что это так и, что с исчезновением организованной религии явится царство разума и терпимости. Но потом произошла революция с массовыми казнями “врагов народа” и подавлением регионов Франции, где свержение монарха было принято без энтузиазма (как в Вандее) - настолько кровавым, что последующие историки называют его “франко-французским геноцидом”. Революция была антирелигиозной - и списать ее ужас на религию уже совершенно невозможно.

Как это невозможно и с наиболее свирепыми и кровавыми проявлениями массовой нетерпимости, которые человечество увидело в ХХ веке. Неслыханные по масштабам и жестокости преследования инакомыслящих - как и совершенно случайных и невинных людей, которые по каким-то идеологическим признакам были сочтены подлежащими уничтожению - совершались по мотивам, не имеющим никакого отношения к религии. Более того, коммунистические (и не только) лидеры разного рода (Сталин, Мао, Пол Пот) – часто подчеркивали свой непримиримый атеизм.

Религия была устранена, а вот нетерпимости стало намного больше. Религиозные люди бывали нетерпимы. Адепты светских идеологий нетерпимы еще больше. Из чего нам остается сделать вывод - причина не в религии.

Причина, как говорит христианство, в том, что человек грешен и из-за этого враждебен Богу, ближнему и самому себе. Эта враждебность может «вылезать» и под религиозными знаменами (почему бы и нет?), но гораздо охотнее использует чисто светские предлоги.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>