Решил я на Страстную неделю сделать небольшой обзор христианской классики. Каждый день буду писать об одной из классических книг, которые построены на библейских аллюзиях и метафорах. А начну я с Библии Просвещения — самого культового и знаменитого романа английской литературы «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим» (1719) Даниэля Дефо.
Про Даниэля Дефо стоит поговорить отдельно, его жизнь была полна приключений не меньше, чем у героя романа. Автор романа «Робинзон Крузо» прожил не менее увлекательную и полную событий жизнь, чем его герой. Даниэль Дефо стал одним из первых английских профессиональных журналистов. Писатель, публицист, издатель, бизнесмен, основатель британской разведки и дипломат. Дефо считают одним из первых сторонников романа как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа. Дефо — плодотворный и разносторонний писатель, он написал более 500 книг, памфлетов и выпускал журналы на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак и др.). Он был также основоположником экономической журналистики. В публицистике выступал в защиту веротерпимости и свободы слова.
И все же мы говорим сейчас о Робинзоне Крузо. Замысел «Робинзона Крузо» был подсказан Дефо действительным происшествием: в 1704 году шотландский моряк Александр Селькирк, поссорившись с капитаном корабля, высадился на незнакомом берегу с небольшим запасом провизии и оружия и четыре с лишним года вел отшельническую жизнь на острове Хуан Фернандес в Тихом океане, пока его не подобрало проходившее мимо судно под командой Вудса Роджерса. С историей Селькирка Дефо мог познакомиться по книге Роджерса «Плавание вокруг света» (1712) и по очерку Стила в журнале «Англичанин» (1713). Но ни одно из этих произведений не достигло того результата, которого смог добиться Дефо, став родоначальником целого направления в литературе, покоряя сердца читателей романа на протяжении столетий.
Заставив своего героя двадцать восемь лет прожить вдали от цивилизации, Дефо производил просветительский эксперимент над «человеческой природой», подвергал ее своеобразному испытанию, стремился уяснить себе и своим читателям решающие факторы выживания человека в этой чрезвычайной ситуации.
Но не это было самым главным содержанием романа. На самом деле идеи романа о Робинзоне Крузо сложнее формального сюжета. Это не просто история о том, может ли человек остаться цивилизованным, оказавшись на необитаемом острове. Это настоящая Библия Просвещения.
В романе два библейских слоя. Во-первых, главный герой классический Блудный сын (Евангельская притча Христа о Блудном сыне), который взбунтовался против отца и его религиозного воспитания и был помещен Богом на необитаемый остров, чтобы там обрести настоящую веру и вернуться к Творцу.
Во-вторых, Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, лишившись цивилизации, становится творцом цивилизации (мотив книги библейской Бытия и Сотворении мира). По сути Дефо этим говорит, что центром мира человека Просвещения является вера и теоцентричная культура, которая помогает Робинзону не сойти с ума и обрести самого себя. Более того, потом Творец помогает Робинзону проявить свои миссионерские дары, приведят к нему дикаря Пятницу (имя тоже имеет весьма символичное значение).
Исключительность ситуации, в которую поставил своего героя Дефо, изъяв его из мира денег и поместив в мир труда, позволила автору наиболее ярко высветить в характере Робинзона те его качества, которые проявляются в свободной от торгашеских расчетов, общечеловеческой по своей сути, творческой, созидательной его деятельности.
Единственная книга, которая была у Робинзона Крузо на необитаемом острове – это Библия. Заболев и страдая от одиночества, он открыл знакомые страницы и это перевернуло всю его жизнь. «Я взял Библию и, начиная с Нового Завета, стал серьезно читать ее. Но я обнаружил, что сердце мое было больше занято злыми делами моей прошлой жизни... Затем, когда я дошел до слов: «Его возвысил Бог... в Начальника и Спасителя... дабы дать ...покаяние и прощение грехов (здесь говорится о Господе Иисусе Христе, Который умер на кресте, взял на Себя наказание за грех и потому может прощать грех — примечание автора), я стал искренне умолять Бога о даровании мне покаяния и прощения. Я отложил книгу, и подняв руки к небу, вне себя от радости, громко закричал: «Иисус, Ты Сын Давидов, Иисус, Ты превознесенный Начальник и Спаситель, дай мне покаяние!» Это был первый случай в моей жизни, о котором я могу сказать, что молился в истинном смысле этого слова, ведь я молился в полном осознании своего положения перед Богом... Я оглянулся на свою прошлую жизнь с таким ужасом, и мои грехи показались такими страшными, что моя душа не желала получить от Бога ничего, кроме избавления от угнетавшей меня тяжести вины».
Дефо проводит своего героя через испытания, чтобы в итоге привести его к живой вере в Бога, покаянию и рождению свыше. Это самый важный итог испытаний Робинзона Крузо, его духовная одиссея заканчивается на коленях перед Творцом. В какой-то мере Дефо говорит о своем собственном духовном опыте, вкладывая в уста своего героя такие слова: «Когда я размышлял о том, что в этой одинокой жизни, на которую я был обречен, не только сам я обратился к небу и начал искать помощи у руки, приведшей меня сюда, но и стал, по воле Провидения, орудием, которое спасло жизнь, а может быть и душу бедного дикаря, дало ему познание истинной религии и христианского учения, помогло ему узнать Иисуса Христа, а значит и жизнь вечную, - когда я размышлял обо всем этом, каждая частица моей души проникалась тайной радостью и я не раз приходил в восторг при мысли о том, что я очутился в этом месте, между тем как раньше я часто считал это самым страшным несчастьем, какое только могло со мной приключиться». Именно вера в Бога и труд позволяет Робинзону Крузо не только выжить, но и не одичать, не впасть в безумие, сохранить человеческий облик.
Это история самопознания Робинзона, которая во многом совпадает и переплетается с историей богопознания. Робинзон в начале книги не только никчемный молодой человек, но это еще человек, который начисто не осознает самого себя. Он не понимает, кто он такой, зачем пришел на эту землю, им владеет и движет только жажда удовольствий, приключений, развлечений. Никакая духовная жизнь ему недоступна. Глубина преображения Робинзона в христианина, мудреца, философа, человека молитвы и добродетели постепенно раскрывается в романе. Постепенно, шаг за шагом Робинзон открывает в этом мире присутствие Творца и Спасителя, благодаря чему он становится самим собой. Дефо считает, что эти две составляющие неотделимы друг от друга.