Последнее время все больше и больше бросает вызовы христианству в плане взаимоотношения с властями и реакции на каждодневные общественные события. Как относиться к сообщениям о коррупции и неправомерных действиях властей? Как реагировать, когда все больше возникает недобрых прецедентов по отношению к религиозным организациям – ужесточение законодательства, притеснения на местах, а иногда и открытые преследования? Как воспринимать те или иные события на международной арене? Естественная человеческая реакция – это раздражение, гнев и недовольство, тем более уровень жизни власть имущих часто весьма отличается от простых людей.
Тут сразу нужно сделать две оговорки. Очень хорошо, что сама по себе реакция есть, и ее не может не быть. В любом коллективе и сообществе начальство будет стараться по крайней мере прислушиваться к чаяниям людей, если оно как минимум хочет остаться на своем месте. Соответственно, жалобы, предложения, несогласия и протест (в том числе публично или в судебном порядке) имеет право высказывать каждый. И конечно, христианин живет не только исключительно в небесной сфере, но является гражданином своей страны, жителем той или иной местности, выполняет определенные роли в семье и обществе, а значит, берет на себя определенную ответственность за то, что происходит. Верующий – это человек, дающий оценки, имеющий определенный взгляд на происходящее, а также те или иные политические симпатии и антипатии.
Поэтому каждое событие (даже не всегда значительное) сопровождается лавиной комментариев. В этой реакции лично я вижу, как минимум, четыре опасности:
Поспешность и крайние суждения
Очень часто в сети делаются резкие заявления по принципу «всем и так ясно», «мы так и знали», «духовный судит обо всем», при этом часто в узкопрофессиональных сферах, где нужны знания, опыт и ожидание полноты данных. Грехи отдельных людей часто переносят на всю «систему», а отдельные негативные явления – на общество в целом. Часто обвинения носят огульный, обобщающий и даже оскорбительный характер. Забытыми остаются добродетели «не судить прежде времени» (1 Кор. 4:5) и осторожности в суде (Прит. 17:15).
Непримиримость и вражда
К сожалению, сторонники той или иной позиции очень быстро оказываются по ту или иную сторону баррикад, разбиваются на группы и начинают стигматизировать или негативно маркировать оппонентов, навешивая на них определенные ярлыки. Что приводит к вражде между верующими – часто на основании отношения к событиям, которые от них ни коим образом не зависят. Иногда складываются впечатление, что даже противники евангельских верующих (мнимые или реальные) не наносят им такого вреда, как сами христиане, воюющие друг с другом. Именно через ссоры и непрощение сатана делает свой ущерб (Кол. 2:10-11) – в то время как не знающие Бога должны видеть в Церкви сверхъестественное единство, даже в трудные времена.
Завышенные ожидания и бунт
Христиане, как никто другой, оказываются заложниками мышления об «идеальном» обществе, где правят христианские ценности или, как минимум, можно сменить власть на «лучшую», и все наладится. Однако на практике власти часто оказываются не сильно лучше простых людей, из которых эта самая власть и формируется. При этом переход от оправданного и законного недовольства к бунту (сначала внутреннему, а потом и внешнему) часто незаметен. К сожалению, верующие все больше присоединяются к тем политическим движениям и идут под теми лозунгами, которые не отражают христианский характер, исполнены духа мятежа и злословия.
Политизация Церкви
Христианин может (но не обязан) избирать, быть избранным, участвовать в политической жизни страны, сам становиться политиком (разумеется, с некоторыми оговорками). Но вот что верующему не стоит делать – так это под маской «правды», «духовности» и «пророчества» втягивать Церковь в свою политическую повестку. Церковь – это по определению собрание верующих с разными взглядами на многие вопросы, но которые пришли ко Христу, сложив свои венцы перед Ним. Они понимают, что есть нечто большее, чем чья-то реакция на то или иное событие, пусть даже неверная. Они подобны собранию Апостолов, среди которых встретились бывшие политические противники. Если христиане и возражают властям, то мирно и уважительно, уподобляясь Петру и Иоанну: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). Превыше всего Церковь верит в сверхъестественные, «не плотские» орудия – молитву, пост, влияние истины Писания. И не теряет своего «фокуса» - возвещение Евангелия и спасение грешников.