Известная актриса Нонна Гришаева эмоционально призвала в своем аккаунте в Instagram молиться о прекращении лесных пожаров в Сибири. “Горят миллионы гектаров, погибают звери и птицы, задыхаются люди, дым дошел до Казахстана! Никто, кроме Бога, нам уже не поможет! Ситуация катастрофическая! На месте великих сибирских лесов будет болото. Если мы не вымолим Россию, никто за нас это не сделает!”
Этот призыв перепостили множество пользователей сети - часть с тем, чтобы, действительно, молиться, часть - с язвительной насмешкой, уверяя, что актриса сошла с ума.
Но в чем причина такой враждебности? Казалось бы, если человек не верит в Бога, он будет воспринимать молитву как просто форму аутотренинга или форму медитации. Если бы актриса призвала сесть в позу лотоса и медитировать, едва ли она бы вызвала такую раздраженную реакцию. Человек взволнован и огорчен, отчего бы ему не обрести внутренний покой по этой древней восточной методике?
Почему же именно молитва вызывает такое раздражение? Иногда складывается впечатление, что атеисты видят в молитве замену активной деятельности - надо куда-то бежать, что-то делать, а человек вместо этого молится. Но в реальности молитва не заменяет деятельность, а сопровождает и усиливает ее. То, что христианство стало крупнейшей мировой религией, а христианские народы оказались наиболее развитыми - свидетельствует против предположения, что христианские молитвы сильно отвлекают от дела.
Кроме того, Нонна Гришаева вовсе не является специалистом по тушению лесных пожаров, так что для нее вопрос “принимать меры или молиться?” - просто не стоит. Примерно также мы можем молиться об успехе хирургической операции - это едва ли отвлечет нас от ее совершения, мы-то не хирурги.
Что же на самом деле так раздражает людей? Почему чужая молитва, которая, по убеждению атеистов, не может иметь никаких последствий, вызывает такую враждебность? Ведь это не просто несогласие - мол, сосед придерживается каких-то ментальных практик, я ими не интересуюсь. Это какая-то острая, болезненная «задетость». Сетевой богоборец человек вовсе не холодно-рациональный, а напротив, болезненно взвинченный, которому любые упоминания о Боге как будто наступают на мозоль.
Да и не только сетевой - тон, которым пишет о вере такой известный атеист, как Ричард Докинз, это тон острого раздражения, а не холодного анализа. Это еще раз обращает внимание на интересный парадокс - люди одновременно отрицают Бога и страшно раздражены на Него.
Шила в мешке не утаишь - Бог, даже для атеистов - это не пустота, которую спокойно игнорируют. Это Реальность и Присутствие. Тот, кем есть значимые (только, в данном случае, негативные) отношения.
Чтобы вы могли быть мятежником, Царь, против которого вы восстаете, должен быть реальным. И Священное Писание знает об этой нашей ситуации. Мы призваны раскаяться в нашем мятеже и примириться: “Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом” (2Кор.5:20).