“Если мораль - не человеческое изобретение, тогда чью же мораль люди используют, когда выбирают, какие стихи в Библии игнорировать?” За этим стоит старый, хорошо известный прием атеистической риторики. Строится он примерно так: христиане и не думают следовать суровым указаниям Ветхозаветного законодательства - не казнят за работу в субботу, не истребляют поклонников чужих богов, не побивают блудников камнями.
Это значит, что верующие (развивается аргумент) что-то в Библии выбирают, как руководство к жизни, а что-то - деликатно заметают под ковер, пока атеисты не предъявят им эти забытые стихи и не обличат их лицемерие. На каком основании они это делают? На основании - предполагают атеисты, например, Ричард Докинз - просвещенных мирских нравов, морального прогресса, который приносит наука и социальный прогресс. Христиане, таким образом, не следуют книге, которую они считают “Словом Божиим”, а выбирают какие-то фрагменты из этой книги, подчиняя ее мирской этике.
В чем ошибка таких построений?
В том, что критики (осознанно или нет) навязывают Библии свою интерпретацию, свои правила работы с текстом, а потом упрекают христиан в том, что они не следуют этим правилам. Атеисты исходят из того, что Библия - это сборник одинаково важных и одинаково ценных предписаний, каждое из которых сохраняет свою обязательность во все времена.
Но с христианской точки зрения это не так. Библия - это история спасения, в которой Бог взаимодействует с людьми, постепенно подготавливая их к главному событию в мироздании - явлению в мир Его самого в лице Иисуса Христа.
Библия - это не сборник цитат. Ее можно сравнить с драмой, которая разворачивается от акта к акту. Бог избирает Авраама и заключает с ним Завет; потомки Авраама переселяются в Египет; в Египте приходит к власти другой царь и они начинают терпеть тяжелые притеснения. Бог выводит свой народ из Египта и приводит в Землю Обетованную (то есть “Обещанную”). Люди живут в обетованной земле, впадают в идолопоклонство, попадают под власть иноземных завоевателей, терпят депортацию в Вавилон, потом возвращаются. И вся эта долгая и часто трагическая история обращена к тому, предусмотренному Богом моменту, когда еврейская Дева говорит Ангелу: “се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”(Лук.1:38).
В ходе этой истории меняются люди, меняются обстоятельства, меняется сам народ Божий и его опыт богопознания. Это неизбежно, расти это и значит меняться. В опыте Ветхого Израиля есть то, что сохраняет свое значение во все времена, есть и то, что к нам не относится потому, что юридически мы не являемся подданными древнеизраильского царства, а богословски - живем уже в Новом Завете.
Это становится очевидным, когда мы принимаем Библию в том виде, в котором она написана - как последовательное связное повествование со своим сюжетом. Сюжетом, в центре которого стоит Господь наш Иисус Христос - именно в нем Откровение Бога достигает своей вершины, и именно глядя на Него - а не на предполагаемые мирские нравы - мы и толкуем Библию.