Настоящее время характеризуется возрастанием политической активности и многообразием событий. Доступность информации (в том числе, не всегда достоверной и адекватно переданной) и возможность комментирования побуждает христиан активно реагировать на происходящее. Оценки давно перестали быть прерогативой экспертов, журналистов и политологов, свое мнение теперь может высказать каждый. На первый план выходят темы взаимоотношения Церкви и государства, христиан и существующего общественного строя.
При этом часто можно услышать, как верующие критикуют демократию. Делается это по понятным причинам – как и всякая светская система, она имеет множество недостатков и пороков.
Свобода мнения, самовыражения, выбора и собраний без Бога, авторитета Его Слова часто превращаются в крайности. И вот уже вполне допустимые мирные протесты перерастают в беспорядки и бунты, свобода – во вседозволенность, мнение и личный выбор – в пропаганду разного рода извращений. Поставленный в центр человек в отрыве от Бога все дальше уходит от христианских ценностей, нравственность становится относительной, а прогресс и благосостояние – идолом.
Однако нужно помнить, что порочная демократия существует среди еще более худших общественных форм, и худших прежде всего для Церкви. Государственная церковь постепенно духовно отмирает, потому что следует де-факто за волей общества и властей. Примеров этому масса – начиная от пособничества Гитлеру, кончая благословениями однополых браков и священства. Атеистическая диктатура берет курс на уничтожение или вытеснение Церкви, видя в ней конкурента и чуждый элемент. Демократия на этом фоне выглядит если не идеалом, то по крайней мере, чем-то более честным – верующие идут своей дорогой, а мирские люди своей, и каждому предоставляется право занять свою нишу, возвысить свой голос, быть частью системы сдержек и противовесов гражданского общества. Присутствует элемент демократии и в Церкви. «Выберите из среды себя…», «и угодно было это предложение всему собранию» (Деян. 6:3-5) – это лишь один из самых ранних примеров (наряду с Церковными Соборами), когда вопросы решались общим собранием верующих.
Другое дело, что демократия предполагает не только свободу и права, но также ответственность. В частности, демократия – это в том числе и следование процедурам, заранее оговоренным правилам, законам. Демократия – это внимание и даже определенное уважение не только к моим единомышленникам, но и к другим позициям, в том числе кажущимся мне не совсем демократическими. Демократия – это не беспорядок и не власть толпы («охлократия»), но умение выражать свое мнение без навязывания и насилия. Демократия никогда не будет идеальной, перейти к ней непросто, это требует ответственности каждого гражданина и долгой выработки правил общежития. Наконец, демократия в Церкви – это порядок, когда «пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1 Кор. 14:29). То есть речь идет не просто о выражении своего мнения и не об удовлетворении моих прихотей, но об общении верующих во Христа, плененных авторитетом Писания. И здесь уже не мирская демократия, но Божий монархизм, теократия.