Время от времени я натыкаюсь на споры относительно того, реален ли дьявол? А может это просто символ, то имя, которое люди в донаучную эпоху давали пугающим их самих сторонам их собственной природы.
Среди русских христиан это не особенно распространено, но в англоязычном мире разделение на консерваторов, которые настаивают на реальности падшего ангела, и либералов, которые предпочитают объявить его рудиментом ушедших эпох, существует уже довольно давно. Сначала в протестантской среде и теперь, все более - в католической.
Что же побуждает людей стремиться к пересмотру традиционных (и прочно укорененных в Писании) представлений? Что мы узнали о мире такого, что ставило бы их под вопрос?
Строго говоря - ничего. Наука не занимается бесплотными духами, и ничего не может сообщить нам об их реальности ёили нереальности. Дело, скорее, не в каких-то данных, которые заставили бы нас признать ангелов и бесов давно разоблаченным суеверием, а в определенной интеллектуальной моде. Признавать реальность дьявола в некоторой среде просто не модно, даже неприлично. Люди не хотят выглядеть чокнутыми фанатиками.
Но если попробовать обратиться к интеллектуальным корням этой моды, то это философия материализма. Согласно этой философии все, что существует в реальности - это материя, то, что мы называем человеческой душой - мысли, чувства, эмоции, мистический опыт - это порождение очень сложного, но чисто материального процесса в коре нашего головного мозга.
Согласно этой философии, весь духовный мир - плод нашей фантазии и, если вы говорите о нем всерьез, то вы страдаете от навязчивых иллюзий и, возможно, психически нездоровы.
Однако материализм представляется провально неадекватным мировоззрением для описания нашего опыта, особенно опыта сознания и свободной воли. Если все наши акты воли определяются поведением атомов нашего мозга, а само это поведение - неизменными законами природы, то никакой свободы у нас нет - и материалисты это прямо признают.
Чтобы стать материалистами, нам пришлось бы совершить акт свободной воли, а, если материализм верен, мы просто не можем его совершить. Но главное - материализм в принципе несовместим с теизмом, верой в Бога - Бог-то уже точно не материален. Вы не можете верить в Бога и быть материалистом.
Если мы не идейные материалисты, то события прошедшей истории дают нам не меньше, а больше оснований признавать реальность нечеловеческой сознательной силы, желающей вовлечь людей (как поодиночке, так и огромными массами) в грех и погибель. Силы, которая изобретательно обманывает, обольщает, манипулирует и вовлекает. И нам очень важно сохранять ясное сознание того, чему учит Писание и весь опыт Церкви - что дьявол реален и ищет, как погубить твою душу. Причём иногда не таким примитивными ловушками, как какое-нибудь пьянство или воровство, а часто тем, что тебе подается под видом чего-то хорошего, просвещенного и благородного.