Священное Писание говорит о том, что человек сотворен “по образу Божию”. Что это означает? Многое, но мы остановимся на таких чертах этого образа, как достоинство, свобода и владычество.
В каких-то отношениях мы подобны другим животным - нуждаемся в пище, стремимся к безопасности и продолжению рода. Но мы обладаем качественными отличиями от всех остальных живых существ.
Кроме биологических, у нас есть и другой набор потребностей - в красоте, в истине, в нравственной правде, в смысле жизни. Они указывают на нашу принадлежность не только физическому, но и духовному миру. Некоторые приверженцы материализма отрицают наше качественное отличие от животных, но факт остается фактом: ни одно животное (кроме человека) не вступит с нами в спор о природе реальности и нашем предназначении во вселенной. Мы резко выделяемся из всего природного мира.
У нас есть свобода. Животные же всегда следуют своим биологическим порывам. У нас есть выбор. Люди могут отказываться и от удовольствий, и от пищи, и даже от самой жизни ради того, что они считают более ценным - достоинства, истины, веры.
Бог создал человека как Его управителя в мироздании и наделил его владычеством, для того, чтобы он заботился о творении. Как говорит Священное Писание: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле” (Быт.1:26).
В древности государь назначал своих доверенных лиц править теми или другими областями своей империи. Они должны были принимать решения самостоятельно, в качестве людей, которые представляют в этой области государя, являются его “образом”. Все должны были чтить их так, как чтили бы самого государя. Мы также сохраняем (в определенной степени) владычество, связанное с этим образом. У нас всегда есть выбор, от наших решений зависит, какими будем мы сами и мир вокруг нас.
Образ Божий в человеке может быть глубоко помрачен грехом, но его нельзя стереть. Подобно тому, как монета с изображением Царя, даже упав в грязь, продолжает нести его начертание. Притча о Страшном Суде (Мф.25) говорит о том, что наши ближние, особенно те, кто нуждаются в нашей помощи, являются представителями Бога в нашей жизни. В том смысле, что наше подлинное отношение к Нему проявляется в том, как мы относимся к ним.
Это значит, что любой человек - богатый или бедный, здоровый или больной, дитя в утробе или старик на пороге вечности - несет на себе образ Божий. Даже отвергая в человеке заблуждение или порицая грех, мы всегда должны видеть (и почитать) в нем этот образ. Это верно и в отношении нас самих. И, как носители образа Божия, мы должны избегать греха, который его оскверняет и уродует.