анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Есть ли во вселенной красота?

Сергей Худиев, Москва

Недавно я прочитал статью одного атеистического автора. Он объяснил, что атеисты - не научные сухари. Они в состоянии оценить красоту природы и красоту искусства. Тут, конечно, не с чем и спорить - человек может быть атеистом и тонким ценителем прекрасного. Беда в том, что самим этим актом оценки он опровергает свой атеизм.

Точно также атеисты, конечно, могут, как и все люди, совершать акты свободной воли. Но в рамках атеистической картины мира свободная воля иллюзорна - все наши поступки полностью определяются поведением материи нашего мозга, а поведение материи полностью подчинено физическим законам, так что у нас не больше свободы, чем у любого другого физического явления. Как говорил Стивен Хокинг: “наши мысли также предопределены, как орбиты планет”.

Также иллюзорна и красота. Когда атеист (например, покойный Кристофер Хитченс) призывает нас оценить красоту, скажем, галактик, заснятых телескопом “Хаббл”, он впадает в противоречие со своей картиной мира. Галактики, с точки зрения физики, могут обладать размерами, массой, светимостью - характеристиками, которые описывают их как материальные объекты. Но, как только мы начинаем приписывать им “красоту”, мы уже приписываем им какое-то нематериальное, нефизическое свойство.

Мы приписываем им смысл и ценность - и тем неизбежно ломаем атеистическую картину мира, в которой вселенная является принципиально лишенной смысла и ценности. Вспомним прекрасную формулировку известного атеистического автора Ричарда Докинза: “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”.

В рамках атеизма мы можем говорить только о том, что галактики (сами по себе не обладающие свойством “красоты”) вызывают в нашем мозгу, по пока неясным науке причинам, переживание, которое мы называем “красотой”. Это переживание ничего не сообщает нам о свойствах реального мира - и в этом смысле иллюзорно. Приписывать такое свойство, как “красота” галактике - как и любой части вселенной - значит просто проецировать на внешний мир наши чисто внутренние иллюзии, подобно тому, как человек в сумерках принимает корягу за хищника.

Поэтому, оставаясь последовательными атеистами, мы не можем “ценить” красоту потому, что “ценить” значит признавать в явлении ценность, которой оно уже обладает, до и независимо от нас. Фраза “взгляните на эти величественные галактики” - в таком контексте может означать только “эти галактики почему-то вызывают во мне чувство величественности”. При этом, в атеистической вселенной сами они свойством “величественности” обладать не могут - они могут обладать только размером, массой и светимостью.

Фактически, в такой картине мира атеисты сообщают нам, что могут переживать те же эстетические иллюзии, что все остальные. Да, но тогда в чем ценность таких иллюзий? Мы все можем приписать движение и жизнь мертвой коряге в сумрачном лесу - но это просто иллюзия.

А если наше эстетическое переживание вселенной не иллюзия, и мы действительно видим во вселенной красоту, которая там есть, то атеизм просто ложен. Во вселенной есть и красота, и ценность, и замысел, и цель - и мы наделены способностью увидеть и оценить это.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>