анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Экстраординарные утверждения и экстраординарные доказательства

Сергей Худиев, Москва

Один из постоянно мелькающих тезисов атеистов - "Экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств". Этот хлесткий афоризм принадлежит известному популяризатору науки Карлу Сагану. Речь идет о том, что любые сообщения с сверхъестественных событиях (таких, например, как Воскресении Иисуса из мертвых) являются экстраординарными. Ничего подобного обычно не происходит, весь наш опыт - и опыт многих поколений - говорит о том, что мертвые остаются мертвыми, да и вообще мы обычно не наблюдаем сверхъестественных явлений.

Поэтому, чтобы поверить в истинность сообщений о сверхъестественном, нужны какие-то совсем уж экстраординарные свидетельства, и атеисты не считают какие-либо сообщения о чудесах удовлетворяющими этому критерию.

Это кажется серьезным доводом, но, на мой взгляд, у него есть ряд роковых дефектов. Представьте себе самолет, сбившийся с курса и пролетевший низко над индейской деревушкой где-то в джунглях Амазонки. Индейцы ничего не знают о самолетах и видят его в первый и последний раз. Когда они расскажут о своем видении огромной ревущей птицы в соседней деревне, им не поверят. В жизненном опыте изолированного племени в джунглях нет никаких самолетов. «Где экстраординарные доказательства ваших экстраординарных заявлений?» - спросят индейцы-скептики, и будут неправы. Почему?

Потому, что их опыт, на основании которого они делают выводы относительно экстраординарности этого события - ограничен жизнью в джунглях. Мы, имея несколько более широкий кругозор - ничего экстраординарного в самолете не увидим. Но это не отменяет того, что есть многое, что находится за пределами нашего опыта, но, тем не менее, является реальным.

Отвергать сообщения о сверхъестественном только на основании того, что в нашем личном опыте (или опыте нашего ближайшего окружения) таких событий не было - значит неоправданно абсолютизировать наш опыт.

Но есть еще одно соображение - экстраординарные утверждения самого атеизма. Согласно материалистической картине мира наш опыт свободной воли, красоты вселенной, нравственного чувства иллюзорен. Этому опыту ничего не соответствует в реальности. Говоря о том, что туманность Андромеды прекрасна или преступления злодеев возмутительны, мы не описываем какую-то вне нас находящуюся реальность - мы проецируем на внешний мир наши переживания и только. Если реальность чисто материальна и может быть полностью описана на языке физики, то туманность не обладает объективным свойством "красоты", поступки не обладают каким-то объективным качеством "злодейства" или, наоборот, "добродетели". Более того, обратим внимание на то, что пишут ведущие атеистические интеллектуалы мира в "Декларации в защиту клонирования": "Богатство мыслей, чувств, упований и надежд человечества возникает, по всей видимости, из электрохимических процессов в мозге, а не из нематериальной души, способы действия которой не может обнаружить ни один прибор".

Если это так, то наша свободная воля иллюзорна - электрохимические процессы в мозге подчиняются законам природы и просто не могут обладать никакой свободой. Но такие утверждения о природе нашего опыта являются экстраординарными - они глубоко противоречат нашему опыту, который говорит о том, что вселенная прекрасна, люди поступают по своему свободному выбору, а между добром и злом есть объективная разница.

Есть ли какие-то экстраординарные доказательства этих утверждений? Нет, и в принципе быть не может. Вы не можете доказать, что реальность сводится к материи. Таким образом тезис Карла Сагана "экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств" едва ли годится для опровержения сверхъестественного, но его можно с успехом развернуть против материализма.
Четыре свечи адвента. Первое воскресенье адвента – свеча пророчества

Адвент

Молитва и труд на удаленке

Снимите "корону"

Достоевский и мы

Фальшивый сертификат: что доводит до греха

О прощении и примирении

Мир, где мы не умрем никогда

Доброхотно дающего любит Бог

Строить на камне

Этика подражания Богу

Непростительный грех

Сделай жизнь доступнее

Уникальность Земли

Труд любви

Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Почему мы не пересматриваем заповеди?

Запретная тема

О праведном гневе

Дар верности
  Следующие 20 >>