анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Самый удивительный объект в мироздании

Сергей Худиев, Москва

Одно из самых популярных изображений в интернете - туманность Андромеды. Вы почти наверняка его видели. Эта галактика содержит примерно триллион звезд - в несколько раз больше, чем наша родная галактика Млечный путь. Это один из самых грандиозных и поразительных объектов в известной нам вселенной. До туманности Андромеды примерно два с половиной миллиона световых лет. Мы сейчас видим свет, который покинул эту галактику еще до эпохи мамонтов.

Но во вселенной есть и более сложный, загадочный и поразительный объект, который находится гораздо ближе к нам. Более того, в одной с вами комнате. Это такое загадочное явление, как человек. Человеческий мозг устроен намного сложнее галактики.

Но в отношении человека у нас есть внутренний опыт - мы видим себя изнутри, из той позиции между нашими глазами и затылком, которая недоступна никому другому. Мы знаем по опыту, что, в отличие от галактик, у которых есть такие физические характеристики, как масса, светимость, структура и так далее, у нас есть нечто, чего нет у самых величественных астрономических объектов.

У нас есть сознание, воля, способность думать и задаваться вопросами. Галактика не может посмотреть на себя со стороны. Она не может задаться вопросом “для чего я существую” или “правильно ли я поступаю”?

Исследуя вселенную, в которой мы живем, мы должны оглянуться на самую ее глубокую тайну - тайну человека. И одна из вещей, которые мы знаем о себе и других людях - это наша потребность в смысле. Мы задаемся вопросом “зачем это все” и ищем ответ. Мы ставим этот вопрос и в отношении вселенной, и в человеческой истории в целом, и в отношении лично себя - зачем я живу? Мы можем какое-то время уходить от этого вопроса, но когда мы сталкиваемся с болью или испытаниями, он вновь стает перед нами, как в знаменитом монологе Гамлета, где он задается вопросом “быть или не быть?”- зачем продолжать жизнь и переносить все ее тяготы?

Человек легче переносит трудности, чем бессмысленность. Как говорил немецкий философ Фридрих Ницше: “тот, у кого есть, зачем жить, способен вынести любое как”. И на этот вопрос о смысле есть два ответа. Один дает атеизм. В атеистической картине мира вселенная полностью, радикально, стерильно бессмысленна. В ней, как прекрасно сказал Ричард Докинз, “нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”. Наше ожидание смысла есть иллюзия, на вопрос “для чего я здесь?” - не может быть ответа. Ни почему и ни для чего, мы просто возникли “из равнодушной бескрайности вселенной по воле случая”, как сказал другой известный атеист Жак Моно.

Проблема этого подхода (вернее, одна из его проблем) в том, что наша потребность в смысле - это тоже данные о вселенной. Во вселенной есть существа, озабоченные смыслом ее существования и просто игнорировать это значит проявлять интеллектуальную закрытость и нечестность. Если вы просто объявляете данные, которые не помещаются в вашу картину мира, иллюзией, ваша картина мира явно уязвима, и нам стоит поискать другую.

Другой ответ на вопрос о смысле дает христианство - мы ищем смысла, потому что он есть. Мы так созданы. Бог создал вселенную - и нас самих - с определенной целью. Эта цель невероятно блага и прекрасна. Она превосходит все, о чем мы можем помыслить. Её лучше всего передать словами “познать Бога и возрадоваться Ему во веки”, хотя эти слова, конечно же, неадекватны и недостаточны.

В мире и в нашей жизни нет ничего бессмысленного. Каждая минута зачем-то нужна, каким-то образом включена в огромный и непостижимо прекрасный замысел, которые откроется в свое время. Но уже сейчас мы можем отозваться на призыв того, кто является Автором замысла - обратиться к Нему, установить с Ним отношения, принять то, что Он открыл о Себе.
Четыре свечи адвента. Первое воскресенье адвента – свеча пророчества

Адвент

Молитва и труд на удаленке

Снимите "корону"

Достоевский и мы

Фальшивый сертификат: что доводит до греха

О прощении и примирении

Мир, где мы не умрем никогда

Доброхотно дающего любит Бог

Строить на камне

Этика подражания Богу

Непростительный грех

Сделай жизнь доступнее

Уникальность Земли

Труд любви

Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Почему мы не пересматриваем заповеди?

Запретная тема

О праведном гневе

Дар верности
  Следующие 20 >>