В детстве ты особенно ощущаешь несовершенство мира, его несправедливость, а еще больше свое бессилие что-то в нем изменить, сделать его лучше. В такое время ты отчаянно нуждаешься в наставнике, учителе, а еще лучше – во взрослом друге, который просто не даст тебя в обиду. Ведь его-то и послушаются, к нему прислушаются, не то что к тебе.
Сегодня 1 сентября (какая злая ирония) не стала Командора – последнего по-настоящему могучего и значимого писателя-фантаста советской эпохи Владислава Петровича Крапивина. В июле его госпитализировали с подозрением на инсульт и коронавирус. Анализы исключили инсульт, но КТ показало пневмонию с 25% поражением легких. Тесты на COVID-19 были отрицательными. По словам невестки писателя, Ларисы Крапивиной, 7 августа его выписали в состоянии «намного хуже, чем он был три недели назад». Позже состояние писателя ухудшилось еще сильнее, его госпитализировали и провели срочную операцию на ноге.
И вот его не стало. Не стало того, кто всегда был на стороне девчонок и мальчишек, кто отстаивал их право на справедливость и добро, чьими книгами мы жили в детстве, чьи песни пели у костров, чьи герои сошли с книжных страниц в реальную жизнь и стали нашими друзьями.
Уже многие поделились почему Командор (а именно так и звали его те, для кого он был тем самым наставником и другом, кто признавал его право на защиту и помощь) и его книги стали частью твоего личного культурного кода.
Я познакомился с книгами Крапивина, как многие советские школьники, еще в детстве. И началось это с повести «Мальчик со шпагой». Позже повесть стала частью одноименной трилогии, а сама повесть стала называться «Звездный час Сережи Каховского». Образ, созданный писателем, очень точно попал в мои системы координат. Именно поэтому творчество Владислава Петровича для меня долгое время было компасом, по которому я ориентировался в окружающем мире. Потом были другие книги, другие герои. Но первыми книжными героями, которым я безоговорочно поверил, были герои книг Крапивина. Почему? Да просто потому, что они мне не лгали. А тогда для меня это было самым важным. Впрочем, это остается важным для меня и сейчас.
Писатель родился в 1938 году в семье педагогов Ольги Петровны и Петра Федоровича Крапивиных в Тюмени. Его отец длительное время служил священником в Православной церкви. Его арестовали, потом отпустили. Один из друзей семьи, который работал в НКВД, предупредил, что отцу Петру нужно срочно уезжать, иначе — смерть. На тот момент в семье было двое детей: Людмила и Сергей. Петр Федорович отказался от сана, взял жену и детей, каким-то образом сделал новые документы, и уехал в далекую Тюмень, в захолустье к брату бабы Оли — Борису. Именно там и родился третий ребенок, которого назвали Владиславом.
Детство будущего писателя пришлось на годы Великой Отечественной войны. Петр Федорович ушел на фронт, Ольга Петровна стала работать в госпитале. В повести «Тень Каравеллы» Крапивин описывал лишения военного времени, с которыми столкнулся ребенком: постоянное чувство голода, суровые зимы и тревога за близких людей. После войны родители Владислава Крапивина расстались, у него появился отчим. Отношения с отчимом были сложными. Несмотря на все трудности и печальные события, писатель вспоминает свое детство как счастливое время, с которым ему не хотелось расставаться: долгие летние каникулы, футбол и воздушные змеи, купание в реке Туре, игры в разбойников и поиски клада, радость первой дружбы. Все то, чем живут и дышат мальчишки и девчонки в разные времена и эпохи. Но это военного детства потом прозвучит в его книгах.
Главным человеком в жизни Крапивина в эти годы была мать. Она читала сыну книги, прививала любовь к классической музыке. Во время войны самой доступной радостью для Крапивина было чтение. Он увлекался приключенческой литературой (Р.Л. Стивенсоном, Ж. Верном), сказками А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Именно воспоминания детства стали для Крапивина источником вдохновения. Во многих его произведениях описан город, в котором можно узнать послевоенную Тюмень: заросший одуванчиками двор на углу, школа, старинная Спасская церковь и река (об этом он пишет в повестях «Сказки Севки Глущенко», «Острова и капитаны», «Ковер-самолет» и многих других). Вместе со своим другом Павлом Шадриным Крапивин играл в кораблики и мечтал о море и дальних странах. Об этих мечтах, любимых книгах и детской дружбе он позже писал в книге «Тень Каравеллы».
Крапивин с детства хотел стать писателем, сочинял стихи и сказки. В 5 лет он сочинил первые стихи, а в 8 лет попытался написать первый роман. Первая публикация Крапивина состоялась в 1956 году, когда он оканчивал школу: в газете «Тюменский комсомолец» было напечатано его стихотворение «Весна». В этом же году, после окончания школы, будущий писатель поступил в Уральский государственный университет имени Горького на факультет журналистики. Ему везло с учителями. Студентом он посещал литературный кружок под началом В. Н. Шустова - редактора журнала «Уральский следопыт». Окончив второй курс, Крапивин поступил на производственную практику в газету «Комсомольская правда», где трудился в отделе учащейся молодежи. Там он познакомился с еще одним важным для себя человеком – автором педагогики сотрудничества Симоном Соловейчиком.
Соловейчик был личностью во всех смыслах неординарной. Журналист, писатель, он оставил сотни статей и книги, посвященные педагогическим проблемам и бесчисленным их вариациям. Соловейчик в своих публикациях предупреждал: не от взрослых только зависят «плоды просвещения». Ребенок, подросток, юноша — равные соавторы в этом труде, а значит, либо жди от них сотрудничества, либо пожинай плоды своей насильственной педагогики. «Не жалуйтесь, — говорил Соловейчик, — но вдумайтесь в то, как вы взаимодействуете с ребенком, и как он воспринимает вас и ваши уроки». Этой простой мыслью начинается главная тема писателя и единственный ответ на родительские и учительские сомнения — педагогика должна быть педагогикой сотрудничества. Именно эти идеи горячо воспринял молодой журналист и писатель Владислав Крапивин.
Как начинающий литератор Крапивин, по собственному признанию, испытал большое влияние К. Г. Паустовского, изучал его творчество и даже был у него на похоронах. На совещании молодых писателей в Москве в 1963 году занимался в секции детской литературы под руководством еще одного легендарного советского писателя Л. А. Кассиля.
Первая книга автора — «Рейс «Ориона» — увидела свет в 1962 году. Ее выпустили в свердловском издательстве. Профессиональную деятельность Крапивин совмещал со своими главными увлечениями: морским делом и работой с детьми. В 1960 году он впервые побывал в Севастополе, о котором много читал, и увидел море. С тех пор Севастополь стал для Крапивина второй родиной. Впоследствии писатель посвятил этому городу несколько книг: «Давно закончилась осада…», «Трое с площади Карронад», «Шестая Бастионная» и др.
В 1964 году Владислав Петрович был принят в Союз писателей СССР. В 1970-1980-е годы он был членом редколлегий изданий «Уральский следопыт» и «Пионер». В 2007 году автор вернулся в Тюмень, где получил звание профессора Тюменского государственного университета и занимался со студентами в школе литературного мастерства. 15 июня 2011 года в Тюмени появился музей Крапивина с экспозицией под названием «Славка с улицы Герцена». В ее состав входят вещи, напоминающие о творчестве и жизни писателя. Осенью 2013 года Владислав Петрович вновь перебрался в Екатеринбург. За свою литературную деятельность Крапивин издавался 200 раз. Его книги переведены на разные языки мира. С 2006 года учреждена Международная литературная детская премия имени Крапивина. Ее председателем являлся сам Владислав Петрович, она вручается в день его рождения - 14 октября.
В то же время Крапивин уделял много внимания детям, с которыми дружил (занимался с ними фехтованием, организовывал походы), и вскоре пришел к идее создания детского клуба. В 1961 году по инициативе Владислава Крапивина был основан детский отряд «Каравелла» — парусная флотилия, над которой в 1965 году взял шефство журнал «Пионер». Помимо морского дела члены отряда занимались спортивным фехтованием, журналистикой, изучали историю парусного флота. Владислав Крапивин руководил отрядом в течение тридцати лет. В настоящее время отряд возглавляют его выпускники. В 2006 году по инициативе отряда «Каравелла» Комиссия по символам Свердловской области присвоила Владиславу Крапивину герб с изображением корабля и девиз «Всегда двенадцать». Девиз выражает отношение писателя к жизни: Крапивин сохраняет ясный взгляд на мир и обостренное чувство справедливости, свойственное подросткам.
У «Каравеллы» была собственная клятва-девиз, которая полностью обозначала педагогическую направленность этого объединения: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». В этом отряде Владислав Крапивин воспитывал новых романтических героев – смелых, бескорыстных, с обостренным чувством справедливости. Именно такими являются и герои его произведений. Владислав Петрович считает детство особым периодом в жизни каждого человека, равноправным со зрелостью, юностью и старостью, отстаивает принцип сотрудничества поколений (он до сих пор верен идеям своего учителя Симона Соловейчика) и говорит о необходимости присутствия во внутреннем мире каждого ребенка высокой идеи. Все это до сих пор находит отражение в творчестве писателя.
У каждого из читателей книг Крапивина свой корпус произведений любимого писателя. Для меня это, прежде всего, «Мальчик со шпагой», «Колыбельная для брата», «Голубятня на желтой поляне» и «Дети Синего Фламинго». Ну и, конечно же, его знаменитый цикл «В глубине Великого Кристалла». Цикл является логическим продолжением предыдущих работ Крапивина, прежде всего — трилогий «В ночь большого прилива» и «Голубятня на желтой поляне». В повестях цикла описывается Вселенная, представляющая собой совокупность множества параллельных миров, в целом составляющая некое подобие бесконечно большого многомерного кристалла («Великий Кристалл»).
Каждая грань этого кристалла — отдельный мир, со своей историей, географией, со своим течением времени. Как и в обычных кристаллах, в кристаллической Вселенной нет идеальной упорядоченности: где-то ребра между гранями сглаживаются, где-то в толще кристалла могут оказаться трещины, где-то есть другие изъяны и аномалии. В мирах, находящихся на гранях, этим дефектам соответствуют различные «аномальные зоны», через которые иногда, при благоприятном стечении обстоятельств, можно попасть из одного мира в другой. Вселенная устроена так, что миры на соседних гранях похожи друг на друга: они могут иметь близкую, хотя и отличающуюся географию, там живут люди, говорят на похожих языках, уровень научно-технического и социального развития человечества примерно одинаков, хотя и различий очень много. Этот прием фантастических миров помог писателю раскрыть в произведениях сложные этические и философские проблемы.
Уже много написано о религиозных мотивах в творчестве Крапивина. Этой теме посвящена статья писателя и публициста Виталия Каплана. Сам Владислав Петрович относится к этой теме осторожно, но и не скрывает своих взглядов: «Я человек верующий, крещен в православной традиции и отношусь к православию с величайшим уважением, - написал он в статье «Струна и люстра. Мысли и заметки о ребячьих отрядах» (2006). - Еще в давние, семидесятые годы я пересказывал ребятам истории из Нового Завета (немало рискуя при этом) и давал своим юным капитанам читать Библию… Некоторые ревностно религиозные читатели моих книг, бывало, упрекали меня в излишне свободной (по их мнению) и спорной трактовке православных догм. Но я всегда старался в своих суждениях исходить из интересов детей. И помнил слова Спасителя: «Будьте, как дети».
С годами в произведениях Крапивина картина мира все более усложняется. Писатель сохраняет верность принципам конечной победы добра, справедливости, в то же время тем отчетливо показывает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть, которые еще более усиливают нравственный и этический посыл автора. Иногда Крапивина обвиняют в жестокости по отношению к героям, но сам автор специально ставит своих персонажей в сложные обстоятельства, которые показывают настоящие характеры и верность принципам, невозможности компромисса со злом.
Книги Крапивина – это как раз тот самый случай захватывающего семейного чтения, когда вместе можно обсудить прочитанное и поговорить откровенно о сложных и неоднозначных вопросах, с которыми рано или поздно придется столкнутся нашим детям. Именно поэтому повести и романы Владислава Петровича станут проводниками к истинным, духовным ценностям. И это всегда труд над собой в поиске своих ответов на сложные вопросы.
Сказать, что Владислав Петрович Крапивин умер не поворачивается язык. Да, я откровенно говоря, в это и не верю. Командор ушел из этой жизни, но не умер. Его Каравелла уже причалила к порту, где нет несправедливости и слез. И светлая грусть расставания лишь отзвук будущей встречи Там. До свидания, Командор!