анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Рождественская лестница. Каким мы видим Христа?

Игорь Попов. Москва

Тема Рождества всегда интересовала живописцев. Живопись вообще уникальна тем, что это попытка человека запечатлеть мгновение вечности. Именно во временности и изменчивости мгновения и можно почувствовать, а иногда и увидеть движение вечности. Тут важны детали, состояния, эмоции, сопереживание и проживание. Никакой другой вид искусства не может передать это остановленное время, его движение и его динамику.

Не удивительно, что живописцы пытались передать непознаваемую мистерию Рождества – когда вечное появилось во временном, когда Создатель мира подчинил себя, добровольно воплотившись в страдающей плоти, когда Бесконечный явил людям Себя, когда Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины.

В первые века христианства Рождества Христова не праздновали отдельно. Он объединялся с праздником Крещения Господня под одним именем Богоявления — верующим важно было отмечать приход Бога в этот мир, Его воплощение. И только в IV веке, когда римский император Константин Великий прекратил гонения на христианскую церковь и разрешил верующим открыто исповедовать свою веру, Рождество стали праздновать отдельно. Тогда он стал символом прихода света в тьму человеческую, явлением света Христовой любви к падшему человеку.

Именно с этого времени художники впервые стали изображать евангельский сюжет о рождении Христа в Вифлееме. Первые христиане изображали Рождество Христово очень просто – ясли с Младенцем, Мария и Иосиф склоняются над грубыми яслями, рядом животные, обычно это ослик и вол. Реже изображали пастухов и волхвов. Археологи находили именно такие простые изображения Рождества на древнеримских христианских саркофагах и бутылках для лампадного масла.

Сюжет иконописных изображений и живописных полотен перекликается и лишь со временем наполняется новыми смыслами как для самих художников, так и для их зрителей. В разные времена вертеп (место, где родился Спаситель) изображался по-разному – от пещеры до ветхих строений. Неизменны были ясные, открытые небеса и яркий свет Вифлеемской звезды, указывающей путь к родившемуся Младенцу.

Мария обычно смотрит не на Младенца, а на зрителей. Это показывало, что Сын принадлежит не матери, а этому миру, Он пришел в этот мир для нас, чтобы искупить наши грехи. Рядом с яслями обычно изображали животных – обычно это вол и ослик, иногда лошадь и корова, в зависимости от времени написания картины. Это подчеркивает не только то, что Спаситель мира родился в хлеву, но и исполнение ветхозаветных пророчеств о Нем: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Книга пророка Исайи, 1 глава, 3 стих).

Иногда ясли на картинах имели форму гроба, чтобы подчеркнуть, что Иисус пришел в этот мир, чтобы принести Себя в жертву за грехи всего мира. Фигуры пастухов и волхвов обычно изображались меньше, чем Марии и Иосифа, чтобы подчеркнуть место святого семейства и их значение в рождественском сюжете. Но не только это. Пастухи и волхвы были символом того, что Христос пришел в этот мир как для простых людей, как пастухи, так и мудрых мира сего, как волхвы.

Со временем художники стали использовать больше рождественских сюжетов в своих полотнах. Например, во времена Возрождения появляются сюжеты переписи в Вифлееме и даже избиение младенцев. Гениальным живописец Северного Возрождения Питер Брейгель (он жил в XVI веке) работает с обоими сюжетами и наполняет их новыми смыслами.

Художник творил во времена религиозных войн и евангельский сюжет он наполняет обличающими идеями. В своей картине «Перепись в Вифлееме» (1566) он показывает Марию и Иосифа, бредущими по снегу, перенося их из библейского Вифлееме в Нидерланды. Тем самым он показывает, что Рождество Христово актуально не просто как прошедшее событие, но и духовная реальность для современного ему человека. Огромные массы людей пришли на перепись и совершенно не обращают внимания на то событие, которое должно скоро произойти. Эта идея пронизывает многие полотна живописца.

На живописных полотнах изменяется и место рождения Христа. На картинах европейских художников пещера постепенно превращается в разрушенный дом. Почему именно дом и почему он такой ветхий и разрушенный? Это несло в себе несколько идей. Во-первых, разрушенный и ветхий дом символизировал бедность жилища, в котором явился Спаситель. Но еще это и символизировало конец Ветхого и наступление Нового Завета.

Фигуры волхвов тоже были весьма символичны. Библия молчит об их количестве. У Блаженного Августина (354—430) и Иоанна Златоуста (347—407) волхвов насчитывалось двенадцать (число понятное и объяснимое для христианской традиции), но, вероятно, от тройственности даров их число свелось к трём, а Беда Достопочтенный (ок. 672/673—735) дал им имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар, царское происхождение и родину. Волхвов часто изображали как трех людей разного возраста (юный, зрелый и пожилой), чтобы подчеркнуть, что Бог явился для людей всех возрастов из всех народов.

Символичны и сами дары волхвов. Каждый из волхвов принес свой символический дар родившемуся Христу – золото (оно является символом царского достоинства Христа, как Царя царей), ладан символизировал Христа, как истинного Первосвященника по чину ветхозаветного Мелхиседека и смирна символизировала жертвенную смерть Христа (ею пропитывали на Востоке мертвое тело перед погребением).

Со временем возрастает живописная техника и возможности самих художников, поэтому полотна наполняются актуальными деталями - к пастухам и волхвам присоединяются ангелы, играющие на музыкальных инструментах. Кстати, в руках ангелов появляются свитки с нотами реальных христианских гимнов, поэтому можно узнать какие музыкальные произведения чаще всего играли на Рождество в разные периоды времени.

На самом деле художники во все времена пытались ответить на один простой вопрос: каким мы видим Христа? Как это событие влияет на нашу жизнь? Видим ли мы за праздничной атрибутикой истинное значение воплощения Бога? И не просто каждый художник, но и сторонний зритель теперь отвечает на эти простые, но важные вопросы сам. А живопись становится очередной ступенькой на духовной лестнице к вере в Христа.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>