анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Менеджмент vs душепопечение?

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Пасторское служение многогранно. Он и учитель, и проповедник, и менеджер, и душепопечитель, и ещё много кто. Пастора все - люди разные, со своими особенностями. Один имеет ярко выраженный дар проповедника и прекрасно чувствует себя, обращаясь к собранию верующих, но, при этом, не очень хорош в общении один на один. К другому - напротив люди тянутся, чтобы поговорить наедине, но вот за кафедрой он чувствует себя некомфортно и становится косноязычен. То, что получается хуже, мудрый служитель может делегировать другим людям, но в любом случае в той или иной степени каждый пастор одновременно сочетает в себе все эти элементы и все они входят в его «должностные обязанности». Некоторые же стороны пастырского служения в некотором смысле направленны, как бы в разные стороны.

Возможно слово «менеджер» несколько коробит слух, когда мы используем его для характеристики одного из видов служения пастора, поэтому, для описания этой части его служения можно использовать любое выражение, подходящее по смыслу, хотя бы даже формальное определение - «руководитель религиозной организации». Успешное руководство организацией подразумевает формирование команды, состоящий из способных, грамотных людей, готовых развиваться, обучаться и помогать совместно выполнять порученную им работу. Таким образом, руководитель, желающий развития, роста и процветания организации, должен инвестировать свои силы в работу с теми, кто готов подставить ему плечо и на кого можно положиться. В определённой степени это справедливо и для служителя церкви – формирование команды, поиск перспективных помощников, служителей, наставничество и помощь в их духовном и личностном росте – всё это необходимо. Однако, Церковь, не ограничивается лишь «активом» и, если мы говорим о служении душепопечения, то в нём нуждаются далеко не только те, кто либо уже помогает пастору, либо будет хорошим помощником в будущем.

Известный нидерландский культуролог Хофстеде для характеристики различных национальных культур использовал несколько параметров. Одним из них является так называемый «индекс мужественности». По этому индексу страны можно условно разделить на «мужские» и «женские». Разумеется, это довольно условная классификация, но согласно Хофстеде высокая степень мужественности подразумевает, прежде всего, нацеленность на результат, целеустремлённость, приоритет экономического развития, высокий уровень состязательности и конкуренции. На другой стороне по этой шкале находятся страны, где больше внимания уделяется несколько другим вещам – качеству жизни, заботе о сохранении окружающей среды, социальной поддержке тех, кому особенно сложно и так далее. Причём нельзя сказать, что тяготение к одному или другому полюсу по этой шкале можно однозначно рассматривать, как нечто безусловно положительное или отрицательное. И в «мужской» и «женской» культуре есть и свои несомненные плюсы, и свои минусы. Мне приходилось наблюдать, как это различие в подходах отражается, например, в подходе к образованию. В одном случае основной акцент делался на поиск сильных и перспективных учащихся, в обучение которых вкладываются силы и средства. В других случаях – больше усилий прилагается к тому. чтобы поддержать тех, кому учёба даётся трудно. Сделать всё, чтобы помочь им пройти необходимую хотя бы минимальную программу и не дать почувствовать себя «за бортом». Понятно, что в чистом виде не бывает ни того, ни другого и речь лишь о том, на что делается больший акцент. В одном случае мы имеем дело с вполне достойным средним уровнем, с недопущением того, чтобы кто-то «выбивался» из общей картины и слабые всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь. В другом - «слабым» придётся гораздо труднее, но вложенные в одарённых учеников усилия не пройдут даром и, пускай мы пожертвуем качеством в целом, но зато вырастут те, кто смогут сделать великие открытия, совершить прорывы в различных отраслях науки, техники, бизнеса и т.д.

Возвращаясь к вопросу пасторского служения, можно сказать, что тут очень непросто сохранить баланс между поддержкой тех, кого условно можно назвать сильными или относительно благополучными и работой с теми, кто переживает глубокий кризис, у кого огромное количество вопросов, сомнений и претензий к себе, к другим, к церкви, вообще к жизни. Конечно, с точки зрения «работы с кадрами» вкладываться в «команду» гораздо эффективней. Взращивать лидеров и помощников логичней, чем тратить время и силы на тех, кто с человеческой точки зрения едва ли входит в число «перспективных».

В каждой церкви немало тех, кто хочет поделиться с кем-то своими переживаниями, мыслями и чувствами. Даже не обязательно получить какой-то совет или рекомендацию – просто, что называется выговориться. Собственно хороший душепопечитель – это, как правило не тот, кто умеет хорошо и правильно говорить, а тот, кто, прежде всего, умеет слушать и сопереживать. Кто умеет поставить себя на место человека, который с ним общается, даже, если это очень непросто и они совсем разные люди. Это тот, кто умеет не спешить с советами, рецептами или тем более с осуждением.

Проблема ещё и в том, что список прихожан, желающих поговорить с пастором, далеко не всегда совпадает со списком тех, с кем ему самому интересно говорить, и с кем ему хочется проводить время. Беседы с «трудными» прихожанами, как правило, непростые или, говоря казённым языком менеджмента, они очень «трудозатратны». Часто они бывают «многосерийными» и не стоит ожидать, что пообщавшись с пастором, человек, быстро найдёт ответы на волнующие его вопросы, разрешит какой-то конфликт внутри себя или с другим человеком. Этот процесс может занимать годы, а может не хватить и всей жизни.

Любой из нас интуитивно тянется к тем, с кем нам спокойно, безопасно и комфортно.Пастору, как и любому человеку психологически комфортно и легко «со своими», с теми, кто находится с ним «на одной волне».

Законы менеджмента очень логичны и в хорошем смысле слова практичны. Душепопечение нелогично в принципе. Законы формальной логики вообще не всегда согласуются со служением. Например, с точки зрения теории оценки рисков, совершенно невозможно понять поступок пастыря из Евангельской притчи, который оставляет 99 овец и бежит искать пропавшую, рискуя вместо одного процента «естественной убыли» потерять больше.

Это примерно, как рассматривать инвестиции и благотворительность или милосердие. В одном случае важно просчитать целесообразность вложений, определить их прибыльность и перспективность, оценить возможные риски. Если же мы говорим о милосердии, то это, как правило, помощь тем, от кого едва ли мы рассчитываем получить хоть что-то взамен. Мы жертвуем чем-то, не рассчитывая на то, что вложенные средства, силы, время к нам непременно вернутся. А, если всё-таки в глубине души рассчитываем, то это уже не милосердие и не жертвенность. Что важнее – грамотное расходование средств и продуманные инвестиции, которые потом помогут нам развивать своё предприятие, обеспечивать свою семью или благотворительность, когда мы просто отдаём что-то тем, кому труднее, чем нам? На этот вопрос нет ответа, так как и одно, и другое одинаково важно.

Любой пастор одновременно и менеджер, и душепопечитель. Нужна большая мудрость, чтобы найти баланс между этими двумя сторонами служения. Причём, если недоработки, в направлении менеджмента, как правило, становятся заметны сразу, то упущения в служении душепопечения проявляются постепенно, но зачастую последствия для церкви оказываются более тяжёлыми.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>