Рождество Христово всегда привлекало взоры живописцев. И чем совершенней становились приемы художников, тем евангельский смысл всем известного сюжета расширял пространство, обретая как новое толкование, так и новую актуальность. Именно поэтому живописцы изображали своих современников в ролях библейских персонажей.
Живопись в принципе в Средние века и эпоху Возрождения играла роль медийного продукта, позволяя проникнуть в тайну евангельской истории. Именно поэтому киноискусство так быстро остыло к теме Рождества Христова и Богоявления не просто потому, что изменились ценности, идеология или взгляды на религиозные темы, это, конечно, тоже сыграло свою роль, но и потому, что кино, как это не парадоксально, со всей своей техникой и возможностью визуализации, не может с такой силой передать весь космос и всю глубину события, однажды изменившего наш мир.
Да и какими спецэффектами можно передать реальность того, что Бог воплотился в человеческом теле? Это можно сказать вслух, можно поиграться визуальными эффектами, можно попробовать обыграть игрой света и звука, но все это останется мишурой, если не в самом произведении искусства даже отдаленно не отразиться тайна Воплощения. А вот живописцам иногда удавалось поймать тень этой великой мистерии и попытаться сделать зрителя очевидцем события космического масштаба. Но для этого нужно остановится. Для этого нужно замолчать. Для этого нужно услышать голос ангелов и впустить в себя тишину чуда.
Сюжет поклонения волхвов привлекал очень разных художников на протяжении всей истории живописи. Например, художники эпохи Возрождения обращались к нему множество раз. Один из самых значительных художников Италии эпохи Раннего Возрождения Сандро Боттичелли сделал около семи версий для разных заказчиков. Благодаря этому мы можем увидеть, как совершенствовалась техника художника, но главное, как менялось его понимание этой самой важной мистерии в истории человечества.
О жизни художника мы знаем, в основном, только благодаря книге Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». И все же остается загадкой как сын кожевника Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, прозванный «бочонком» (на итальянском это как раз и звучит как «Боттичелли», это было прозвище брата Джованни, он был довольно крупного телосложения, которое приклеилось ко всем братьям), стал одним из самых влиятельных и важных художников строптивой Флоренции.
Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария-Новелла во Флоренции 1 марта 1445 года. Из четырех детей Сандро (так звали мальчика в семье) был самым младшим ребенком. Один из его старших братьев, Антонио, стал ювелиром, двое других, Джованни и Симоне, посвятили себя коммерции.
Начальное образование Сандро было вполне традиционным для того времени - он посещал приходскую школу доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла. Когда отец умер, заботы по содержанию семьи легли на плечи старшего сына Джованни.
С ранних лет Сандро проявлял склонность к искусству. Талантливого 12-летнего подростка сперва отдали на обучение в ювелирную мастерскую старшего брата Антонио. Позже, в 1462-1464 годах, по рекомендации Джорджио Антонио Веспуччи, который жил по соседству, юноша отправился постигать тонкости живописи в город Прато, расположенный в 20 км от Флоренции.
Там в течение 5 лет он учился в мастерской прославленного художника Фра Филиппо Липпи, который прославился своими картинами «Дева Мария, поклоняющаяся Младенцу Христу» и «Крещение Господне». Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465-1467), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465). К моменту смерти Фра Филиппо Липпи в 1469 году Боттичелли уже стал самостоятельным и успешным художником. Он писал на заказ прекрасных Мадонн и взял нескольких учеников, включая сына собственного учителя.
После этого Сандро вернулся в свой родной город и продолжил образование. Он стал подмастерьем флорентийского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, одним из учеников которого был в то время молодой Леонардо да Винчи.
Первую славу ему приносят «Аллегория силы», написанная для украшения зала суда, и «Поклонение волхвов», созданное для капеллы Медичи. Вторая работа вызвала всеобщее восхищение и обеспечила автору многолетнее покровительство влиятельного семейства Медичи.
В 1481 году Боттичелли принимает участие в росписи Сикстинской капеллы. Он написал три большие сцены и несколько портретов пап. Во Флоренцию художник вернулся еще более известным, к тому времени многие его конкуренты покинули город: Леонардо да Винчи уехал в Милан, а Андреа Верроккьо — в Венецию.
В начале 1490-х Флоренция пострадала от глубокого кризиса. Лоренцо Медичи, который покровительствовал художнику, умирает. Вскоре французские войска изгоняют из города оставшихся представителей этого семейства. Неофициальным главой некогда веселой и свободной Флоренции стал монах Савонарола, призывавший народ к покаянию. Сандро Боттичелли тоже проникся духом этих проповедей. Он стал рисовать меньше и выбирал только религиозные темы для поздних работ.
Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне чуткими к вопросам совести и морали. И эти его чувства еще более обостряются под влиянием ужасающего зрелища продажности и испорченности, против которых вскоре направит свои удары Реформация.
Вазари пишет, что Боттичелли умер в 1510 году, одинокий и забытый. Однако сам художник свое одиночество воспринимал, по видимости, важным шагом в своей духовной жизни и стоически переносил все тяготы последних лет жизни. Его произведения были незаслуженно преданы забвению в течение почти трех столетий. Интерес к творчеству Боттичелли возродился лишь в середине XIX века и не утихает до сих.
Одной из вершин творчества Сандро Боттичелли является картина «Поклонение волхвов», которую он создал в 1475 году. Джорджо Вазари не скрывал своего восхищения этим полотном мастера: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях – то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе, – невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства, – ведь даже в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто – другому. Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».
Первое, что привлекает внимание – огромное количество персонажей. Зачастую, рисуя «Поклонение волхвов», художники изображали только главных персонажей: Марию с младенцем, Иосифа и трех волхвов. Боттичелли же получил задание от заказчика изобразить правящую и наиболее влиятельную верхушку общества, поддерживающую правление семьи Медичи.
В образе волхвов Боттичелли вывел трех членов семейства Медичи: Козимо Старого, преклонившего колени перед Девой Марией, изображение которого Вазари охарактеризовал, как «лучшее из всех сохранившихся, полное жизненной силы», и его сыновей — Пьеро ди Козимо (коленопреклонённый волхв в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо рядом с ним. Все трое ко времени написания картины были уже мертвы, а Флоренцией успешно управлял внук Козимо — Лоренцо Медичи, также изображенный на картине вместе со своим братом Джулиано.
Но картина до сих пор поражает нас не только тем, что на ней изображены конкретные исторические персонажи, что придает событию Рождества особый смысл – история Воплощения не просто событие, которое когда-то произошло, оно не теряет актуальности, хотя и изображенные персонажи уже исчезли из жизни и памяти людей. Картина помогает нам увидеть событие Рождества как событие, поменявшее историю всей цивилизации.
Об этом говорят детали, использованные живописцем. Как и в других работах на эту же тему, Боттичелли непременно изображает развалины античного стиля. Это отсылает нас к средневековой легенде, согласно которой в момент рождения Спасителя в Риме разрушился языческий храм. Мария восседает посреди руин древнего Рима, что символизирует конец старого, отжившего свое языческого мира и начало нового, христианского. Ключевую роль на картине играет святое семейство — Мария, младенец Иисус и Иосиф. Они и являются центром композиции и от них разворачивается пространство самой картины, словно живописец пытается зафиксировать вечность, добровольно ограниченную человеческой плотью.
Помимо них, мы видим, что множество людей пришло поклониться и повидать Сына Божьего. Кроме семьи Медичи на полотне изображены философы, поэты, писатели, прочие видные деятели и даже сам автор картины. Это означало, что весь мир сейчас находится у яслей родившегося Спасителя. И это поражает нас до сих пор. В этом немощном Младенце заключена вся мистерия и тайна этого мира и вся его надежда. И никакое кино не может передать этого так, как это делает Боттичелли в своей картине.