анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Рождество среди тревоги и скорби

Сергей Худиев, Москва

В Рождественский Сочельник, заходя в Церковь, я видел катафалк - люди привезли отпевать своего усопшего родственника. Смерть не делает перерыва на великие праздники. Особенно сейчас, во время пандемии, ленты социальных сетей полны извещений - у кого-то умер любимый священник, у кого-то отец или муж, многие семьи снедаемы беспокойством, потому что их родные в эти рождественские дни находятся в больницах между жизнью и смертью.

Как праздновать в этой атмосфере тревоги и скорби?

Слово «праздник» может иметь два значения и чаще всего оно означает некий перерыв в реальности, день, когда мы отвлекаемся от трудов, забот и огорчений нашей обычной жизни. Мы не идем на работу, украшаем свои дома елками и гирляндами и вообще даем себе забыть о всем, что нас томит и угнетает. Это напоминает древние сатурналии, когда даже рабы могли на короткое время забыть о своей рабской доле о веселиться вместе со всеми.

Близость страдания и смерти, о которой невозможно забыть, делает эти попытки забыться тщетными. Но именно это дает нам возможность пережить праздник в более глубоком и истинном смысле - не как временный побег от реальности, а как обнаружение реальности более глубокой.

Люди во времена Господа Иисуса были осведомлены о реальности страдания и смерти гораздо более остро, чем мы. Они знали изнурительный труд и недоедание, опустошительные войны и эпидемии. Они своими глазами видели распятых.

Само Рождество, которое у нас ассоциируется с безопасностью, теплом и уютом, было лишено всего этого - бедная семья по приказу далеких оккупационных властей должна была спешно идти в другой город, и там не было им места в гостинице.

«Ясли» в которые Мария положила новорожденного Иисуса - это кормушка для скота. Проходит совсем мало времени - и Ирод посылает воинов убить младенца, вернее, для надежности, всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже. Иосиф, по откровению от Ангела, вскакивает среди ночи и бежит в Египет.

Реальное Рождество происходит в мире, который не был ни безопасным, ни мирным, ни уютным. Та реальность боли и смерти, которая тяготит нас, в нем была еще более неизбежной и давящей. Но Рождество говорит о том, что это - не последняя реальность. Есть нечто гораздо более подлинное и могущественное. В этот падший мир приходит Спаситель. Бог становится человеком ради нашего спасения. Он разделяет все наши скорби и смерть. Он спускается в глубины страдания и смерти глубже, чем все мы. И он побеждает саму смерть, воскреснув из мертвых и проложив путь всем нам.

Теперь мы знаем, что смерть - это не тупик, не неизбежное небытие после бессмысленных страданий. Смерть - это врата в новую и лучшую жизнь. Как сказал Апостол Павел: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1).

Земные испытания и скорби обернутся вечным утешением. Бог примет души усопших в Его невыразимо радостном свете, а потом наступит день, когда Христос во славе сойдет в этот мир, чтобы окончательно освободить его и очистить от всякого зла, и мертвые воскреснут, чтобы войти в вечную и блаженную жизнь преображенного мироздания, где «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

Праздник - это не время, когда мы пытаемся забыться в пустом веселии. Это время, когда мы сознаем временность всех наших тревог и тягот - и понимаем, как близко к нам вечное спасение.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>