анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Ибо всякая плоть - как трава

Сергей Худиев, Москва

Ушедший год многие упрекали как уникально плохой, но 1 января это чисто условная дата и с наступлением Нового года не кончилась ни пандемия, ни связанные с ней (хотя не только с ней) политические проблемы. Но нельзя сказать, что пандемия изменила мир, в котором мы живем; она привлекла внимание к тому свойству, которым он обладал всегда - его неустойчивости и преходящности. О таком качестве жизни, как ее преходящность, временность, ненадежность, кто только не говорил - буддисты, христиане, язычники.

В большом, внешнем мире, о котором пишут в новостях, происходят пугающие потрясения, но и в мир обычных людей, таких, как мы сами, шатается и рушится. Люди пишут в социальных сетях о болезнях и смертях своих близких и не только от ковида. Есть и то, что всегда было - онкология, автокатастрофы, сердечные приступы.

В молодости нам кажется, что наша жизнь - это очень надолго, практически навсегда. Но потом, когда уже начинает умирать поколение родителей, становится пронзительно очевидным, что мы здесь на время - и время недолгое.

Вскоре мы последуем за предыдущими поколениями, заняв свое место на кладбище. Как говорит Священное Писание: «Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1Пет.1:24).

Сознавая свою смертность, люди искали некий суррогат жизни вечной в служении чему-то, что казалось им вечным - стране, идеологии, социальной системе. Но и эти человеческие построения не вечны; все валится и сыплется. То, что, казалось, будет стоять вовек, разваливается на глазах. И когда мы оглядываемся на прошлое - на нашу жизнь, или на человеческую историю в целом - нас поражает, насколько быстро все пролетело.

Разные религии реагируют на эту преходящность по-разному. Буддизм на ней останавливается - нет ничего прочного и реального, все есть иллюзия, тебе стоит избавиться от привязанностей, которые только обрекают тебя на бессмысленные страдания.

Но христианство говорит о том, что мы созданы для вечности - и само чувство временности этого мира говорит нам о том, что наш подлинный дом не здесь. «Проходит образ мира сего» (1Кор.7:31), и весь Новый Завет пронизан ожиданием скорого конца этого мира и возвращения Господа.

Иногда людей смущает это чувство скорого конца мира, которым дышит ранняя Церковь. Апостолы, как будто не знали, что у Церкви впереди еще, по крайней мере, два тысячелетия. Но два тысячелетия или два года - это ничего не меняет в принципиальной преходящности этого мира; люди, которые застанут конец истории и пришествие Господа, изумятся тому, как быстро все закончилось - как мы на закате наших дней изумляемся тому, как быстро пролетела жизнь.

Человеческая история завершится, Христос вернется со славою судить живых и мертвых. Придет Его царство, которому не будет конца, в котором время уже не будет уносить нас к смерти, как поток, где мы, как поется в одном духовном гимне «не состаримся никогда». Это не просто будет - мы поразимся тому, как скоро это произошло.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>