Великий Пост в Православной Церкви начинается с воскресенья, которое широко известно (в том числе, за пределами Церкви), как «Прощёное воскресенье». В этот день принято просить друг у друга прощения и примириться с теми, с кем мы были в ссоре. Но в литургическом календаре у этого дня есть и другое, менее известное название - «воспоминание Адамова изгнания». Мы вспоминаем о том, что мы согрешили и изгнаны из рая.
Это напоминание о том, что мы находимся в земле изгнания, не относится к числу популярных доктрин христианства. Люди охотно услышат - и повторят - о том, что Бог есть любовь. Но вот разговоры о грехе выглядят какими-то тяжелыми и депрессивными. Нельзя ли вообще убрать из христианства эту огорчительно доктрину?
Это невозможно. Благая весть Христианства неотделима от его «плохой вести». Вы не можете верить в то, что Бог есть любовь, если вы не верите в грехопадение. Одно не может быть воспринято без другого. Христианский взгляд на реальность настолько радостен, что слово «оптимизм» выглядит слишком слабым. Мы верим в то, что высшая реальность - реальность Святой Троицы - преисполнена любви и радости. Что Бог сотворил нас из чистой щедрости, чтобы разделить с нами то блаженство, которым обладает Он сам. Что все мы - в самом буквальном смысле - созданы для счастья, причем счастья немыслимо огромного, превосходящего все, о чем мы могли бы помыслить.
Мы верим, что каждого из нас знает, помнит и любит Создатель мироздания. Мы очень дороги Ему и важны для Него. Он хочет сделать нас вечными, прекрасными и безмерно счастливыми. Это не набор благочестивых слов - такова реальность, из которой мы призваны исходить в нашей жизни.
Но эта радостная вера немедленно вызывает горький протест - мир, в котором мы живем, полон боли и страдания. Ленты новостей постоянно доносят до нас все новые ужасы - войны, преступления, эпидемии. В молодости мы обычно не думаем об этом, но со временем наши собственные тела делают для нас болезненно очевидным, что мы не будем жить вечно. Мы постареем, изветшаем, лишимся привлекательности и здоровья, станем слабыми и беспомощными, и, наконец, умрем.
Как можно верить в то, что этот мир (и мы сами) созданы из любви и для вечной радости? Только если вы верите в грехопадение - катастрофу, которая сбила нас с того пути, для которого мы были предназначены. Мы должны были воспринять уготованное нам блаженство свободно - как невеста говорит «да». Но мы сделали - и продолжаем делать - катастрофически неправильный выбор. Мы ищем счастья там, где мы не можем его найти - где-то вне и помимо Бога.
И вот воспоминание Адамова изгнания нужно, чтобы понять, где лежит корень всех наших бед. В этой чудовищной, немыслимой глупости, по которой мы вновь и вновь проходим мимо единственного источника подлинного утешения - Бога.
Мы призваны покаяться, то есть развернуться, обратиться к Богу, которым мы так долго пренебрегали, и принять Его замысел о нашем спасении. Тогда Он вернет нас к той вечной радости, славе и бессмертию, для которых Он нас создал.