анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Много ли обличий у Бога?

Сергей Худиев, Москва

Недавно я еще раз наткнулся на популярное представление о том, что «единый Бог являлся в наш мир во многих обличьях и обращался к нам через великих Учителей человечества». В самом деле, разве нельзя сказать, что Бог обращался к нам через великих учителей различных нравственных и религиозных традиций? Через Будду, Конфуция, Заратустру, Мухаммеда?

В определенном смысле – да. Мы даже можем сказать, что когда и вовсе нерелигиозные люди наставляют нас в добре, в этом проявляется то, что богословы называют «общей благодатью», заботой Бога о творении. Все доброе, справедливое и прекрасное в мире имеет своим источником Бога - Он Творец этого мира и всех людей. Именно Он вложил нравственный закон в сердца всех людей. Он обращается к нам голосом совести - и люди, которые прилагали усилия, чтобы прислушаться к этому голосу, прислушивались, в конечном счете, к Нему. Поэтому там, где у языческих мудрецов - таких как Конфуций или Сенека - мы находим подлинное добро и правду, мы можем не сомневаться, что они исходят от Бога.

Представления о добре и зле в разных культурах показывают большое сходство - тут Конфуций, Сенека и Апостол Павел могли бы понять друг друга. Но религия – это всегда о чем-то большем, чем нравственный закон. Бог - это кто-то несравненно больший, чем Учитель. У Него намного большая цель, чем просто напомнить нам о том, что надо быть хорошими.

И когда мы начинаем обращать внимание на то, чему же учили великие Учителя, мы обнаруживаем, что Один из них сразу выделяется из их числа. Выделяется настолько, что Его вообще сложно поставить в один ряд с остальными. Другие говорили о том, что хотят открыть нам истину. Иисус говорит, что Он и есть истина - «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан 14:6).

Другие (как Заратустра или Мухаммед) говорили о том, что наступит день суда Божия. Иисус говорил, что именно Он, Иисус, будет в этот день Судией: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мат.25:31-33).

Другие могли говорить о Боге - Иисус говорил так, как будто Он и есть Бог. Его слова не дают нам поставить Его в ряд «великих учителей». Мы можем либо поверить им, или нет. Если мы не верим - мы исключаем из числа «великих учителей» самого заметного из них - и первого по числу последователей, что было бы явно нелогично. Если верим - то сталкиваемся с Кем-то, кого явно невозможно считать просто «одним из».

Единый Бог явился в наш мир в лице Иисуса Христа. Мы можем усматривать некую частичную, и неизбежно искаженную, истину у других учителей. Но в лице Иисуса мы встречаем истину как таковую. Истину, по отношению к которой мы можем сказать «да» или «нет».
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>