анонсы статьи
новости
9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы

4.12.2023
На кровле собора Нотр-Дам-де-Пари установлен новый шпиль

16.11.2023
Национальный молитвенный завтрак

9.11.2023
Впервые за 60 лет в Израиле найдены фрагменты библейских рукописей

4.11.2023
Женская конференция "Он нас сделал родными"

3.11.2023
В Москве наградили лауреатов конкурса "Просвещение через книгу"

3.11.2023
В США отметили 25-летие Закона о международной свободе вероисповедания (IRFA)
Хорошо ли, что снижается число верующих?

Антон Лебедев, Саранск

Согласно недавним опросам, число считающих себя православными в стране неуклонно снижается, и большинство либо вовсе не отождествляет себя ни с какой религией, либо предпочитают быть «праздничными верующими», «христианами в душе» без обязательного посещения церковных собраний, соблюдения постов и праздников, а также детального исполнения заповедей – многим достаточно быть приличными, в целом, людьми, и не брать на себя серьезную ответственность. В том числе, все больше отдаляется от религии и молодежь.

В какой-то мере это объясняется с точки зрения идеологии – не секрет, что на смену идеям коммунизма пришел духовный вакуум, который пыталось заполнить христианство, причем не только православная его деноминация. С этим и связано то самое «постсоветское пробуждение», когда духовная жажда и возрождение церковной жизни часто сглаживало все недостатки церковной жизни. Религиозный пыл привел в церкви множество людей. Часть из них хотели приобщиться ко Христу. Другим было любопытно посмотреть на ранее запретное и неизведанное. Иные стремились решить какие-то свои личные проблемы. Постепенно, в глазах второй и третьей категории, Церковь начала «проигрывать» и «отставать» - появилось много дел, развлечений, религиозных течений, возможностей для досуга и светских форм социальной помощи. На смену церковности как неотъемлемой части культуры приходят светскость, идеология разнообразия истин, потребительство как основа жизни.

Вторая причина – многим Церковь и возвещаемая ею Благая Весть представляется как нечто устаревшее, неповоротливое и неактуальное. В глазах многих она уже неспособна «конкурировать» с современными психологическими концепциями, не может дать «ясные ответы» на политические вызовы, не вписывается в стремительно меняющееся общество, следующее за веяниями мод, не дает достаточно свободы в отношениях и мышлении. Современному человеку, если говорить в общем, сложно понять, как можно жить по законченной около 2000 лет назад Книге, зачем нужны какие-то там традиции, и все это воспринимается как давление, сдерживание прогресса и (откровенно говоря) пустая трата времени. Гораздо интереснее информационная сфера и яркие образы Интернет-пространства.

Соответственно, подобные тенденции, скорее всего, будут нарастать – отток из церквей поставит под сомнение необходимость строительства большого количества церковных зданий, а «скрепность» христианства для культуры постепенно покроется музейной пылью. Наверное, кому-то покажутся такие прогнозы печальными или чересчур пессимистичными, но подобные тенденции так или иначе наблюдаются по всему миру. Кроме того, очень часто всплеск религиозной активности происходит на переломе эпох, а не в относительно спокойные и более стабильные времена.

Итак, некогда чувствовавшая себя в относительной безопасности Церковь столкнется с новым вызовом – сохранением и преумножением в равнодушной и отчасти враждебной светской культуре. Тогда принадлежать собранию верующих будет не данью моде, не частью культурного кода, не уважением к верующим родителям, а исключительно личным выбором, который будет сделать непросто. «Надутая» Церковь будет мало-помалу «сдуваться» до своего реального размера, а присоединяться к ней будут более осознанно и глубоко. Вера станет вопросом посвящения и следования за Христом, а не частью традиции. Возможно, именно такая «очищенная» Церковь и станет источником пробуждения. И здесь, как ни странно, снижение числа называющих себя верующими может оказаться положительным моментом.
Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной

Христианство всегда противостояло прогрессу?

Рождественский Пост — отправляясь в путешествие

О психологии атеизма

Аромат Евангелия
  Следующие 20 >>