анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Хорошо ли, что снижается число верующих?

Антон Лебедев, Саранск

Согласно недавним опросам, число считающих себя православными в стране неуклонно снижается, и большинство либо вовсе не отождествляет себя ни с какой религией, либо предпочитают быть «праздничными верующими», «христианами в душе» без обязательного посещения церковных собраний, соблюдения постов и праздников, а также детального исполнения заповедей – многим достаточно быть приличными, в целом, людьми, и не брать на себя серьезную ответственность. В том числе, все больше отдаляется от религии и молодежь.

В какой-то мере это объясняется с точки зрения идеологии – не секрет, что на смену идеям коммунизма пришел духовный вакуум, который пыталось заполнить христианство, причем не только православная его деноминация. С этим и связано то самое «постсоветское пробуждение», когда духовная жажда и возрождение церковной жизни часто сглаживало все недостатки церковной жизни. Религиозный пыл привел в церкви множество людей. Часть из них хотели приобщиться ко Христу. Другим было любопытно посмотреть на ранее запретное и неизведанное. Иные стремились решить какие-то свои личные проблемы. Постепенно, в глазах второй и третьей категории, Церковь начала «проигрывать» и «отставать» - появилось много дел, развлечений, религиозных течений, возможностей для досуга и светских форм социальной помощи. На смену церковности как неотъемлемой части культуры приходят светскость, идеология разнообразия истин, потребительство как основа жизни.

Вторая причина – многим Церковь и возвещаемая ею Благая Весть представляется как нечто устаревшее, неповоротливое и неактуальное. В глазах многих она уже неспособна «конкурировать» с современными психологическими концепциями, не может дать «ясные ответы» на политические вызовы, не вписывается в стремительно меняющееся общество, следующее за веяниями мод, не дает достаточно свободы в отношениях и мышлении. Современному человеку, если говорить в общем, сложно понять, как можно жить по законченной около 2000 лет назад Книге, зачем нужны какие-то там традиции, и все это воспринимается как давление, сдерживание прогресса и (откровенно говоря) пустая трата времени. Гораздо интереснее информационная сфера и яркие образы Интернет-пространства.

Соответственно, подобные тенденции, скорее всего, будут нарастать – отток из церквей поставит под сомнение необходимость строительства большого количества церковных зданий, а «скрепность» христианства для культуры постепенно покроется музейной пылью. Наверное, кому-то покажутся такие прогнозы печальными или чересчур пессимистичными, но подобные тенденции так или иначе наблюдаются по всему миру. Кроме того, очень часто всплеск религиозной активности происходит на переломе эпох, а не в относительно спокойные и более стабильные времена.

Итак, некогда чувствовавшая себя в относительной безопасности Церковь столкнется с новым вызовом – сохранением и преумножением в равнодушной и отчасти враждебной светской культуре. Тогда принадлежать собранию верующих будет не данью моде, не частью культурного кода, не уважением к верующим родителям, а исключительно личным выбором, который будет сделать непросто. «Надутая» Церковь будет мало-помалу «сдуваться» до своего реального размера, а присоединяться к ней будут более осознанно и глубоко. Вера станет вопросом посвящения и следования за Христом, а не частью традиции. Возможно, именно такая «очищенная» Церковь и станет источником пробуждения. И здесь, как ни странно, снижение числа называющих себя верующими может оказаться положительным моментом.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>