анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Разговоры о бессмертии

Сергей Худиев, Москва

Как-то я смотрел запись круглого стола, за которым известные люди из разных областей (среди них был врач, философ, психолог) обсуждали проблему смерти. Среди них не было ни одного верующего, а их взгляд на проблему исходил из того, что «мы больше не можем верить в бессмертие, которое обещает религия».

Люди - это биологические организмы, а все организмы умирают. Более того, даже фантастические проекты продления жизни упираются в то, что сама вселенная не может быть вечной - даже галактики со временем угаснут. Вы не можете «выиграть» у второго начала термодинамики.

Психолог (это была немолодая женщина, впрочем, все участники были явно немолоды) говорила о том, что людям стоит научиться спокойному принятию своей конечности и рассматривать смерть, как естественную часть жизни, а умирание - как своего рода приключение.

Знаменитое стихотворение Томаса Дилана, написанное им, когда его отец умирал: «Не уходи безропотно во тьму/гори и буйствуй на закате лет/ярись, ярись, что угасает свет», выражающее гневный протест против смерти, виделось ей как пример неправильного отношения к умиранию. Не нужно яростно цепляться за жизнь и пытается выторговывать у смерти лишние месяцы или недели страданий, требуя разорительных медицинских процедур. Мы умираем, это нормально, не нужно делать из этого трагедию.

Другие участники соглашались в том, что мудрость состоит в том, чтобы принять неизбежное - и один из них высказал мысль, что нас, людей, тяготит не столько неизбежная конечность, нашего существования, сколько бессмысленность. Если бы мы знали, что наша жизнь (и наша смерть) имеет смысл, нам было бы гораздо легче ее принять. Что же, это очень верная мысль. Как мы знаем, люди становились адептами идеологий, которые вовсе не обещали им личного бессмертия, зато обещали, что их жизнь, их усилия, их страдания не бессмысленны, они являются частью какой-то великой истории и служат великой цели.

Но что все эти печальные наблюдения могут сказать нам о реальности? Мы действительно живем в мире, у которого неизбежно «кончается завод», где даже галактики неизбежно угаснут. Но это значит, что у мира было начало - о чем нам и говорит современная космология. Мироздание ограничено во времени, оно начало быть, по подсчетам ученых, примерно 13.7 миллиардов лет назад. Это, по нашим меркам, солидный, но все равно ограниченный срок. А это значит, что у вселенной должна быть причина за ее пределами. Мир, который мы знаем, в котором все угасает и умирает - это совершенно точно не вся реальность. Что-то (или Кто-то) из-за его пределов вызывал его к бытию.

Мы, люди, существа, которые нуждаются в смысле. А это указывает на то, что мы являемся чем-то гораздо большим, чем биологическими организмами. Нас можно назвать «организмами» примерно в том же смысле, что и статуи можно назвать «камнем». Нельзя сказать, что это неверно - это неполно.

Мы статуи, ожидающие, пока нас оживят. Та же сила, которая вызвала мир к бытию, призовет нас к жизни вечной и блаженной - так говорит Символ Веры. Конечно, его можно отвергать, но тот замок, на который заперта наша жизнь, открывается именно им. Даже когда мы пытаемся не верить - мы остаемся существами, созданными для вечной жизни.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>