анонсы статьи
новости
22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"
Разговоры о бессмертии

Сергей Худиев, Москва

Как-то я смотрел запись круглого стола, за которым известные люди из разных областей (среди них был врач, философ, психолог) обсуждали проблему смерти. Среди них не было ни одного верующего, а их взгляд на проблему исходил из того, что «мы больше не можем верить в бессмертие, которое обещает религия».

Люди - это биологические организмы, а все организмы умирают. Более того, даже фантастические проекты продления жизни упираются в то, что сама вселенная не может быть вечной - даже галактики со временем угаснут. Вы не можете «выиграть» у второго начала термодинамики.

Психолог (это была немолодая женщина, впрочем, все участники были явно немолоды) говорила о том, что людям стоит научиться спокойному принятию своей конечности и рассматривать смерть, как естественную часть жизни, а умирание - как своего рода приключение.

Знаменитое стихотворение Томаса Дилана, написанное им, когда его отец умирал: «Не уходи безропотно во тьму/гори и буйствуй на закате лет/ярись, ярись, что угасает свет», выражающее гневный протест против смерти, виделось ей как пример неправильного отношения к умиранию. Не нужно яростно цепляться за жизнь и пытается выторговывать у смерти лишние месяцы или недели страданий, требуя разорительных медицинских процедур. Мы умираем, это нормально, не нужно делать из этого трагедию.

Другие участники соглашались в том, что мудрость состоит в том, чтобы принять неизбежное - и один из них высказал мысль, что нас, людей, тяготит не столько неизбежная конечность, нашего существования, сколько бессмысленность. Если бы мы знали, что наша жизнь (и наша смерть) имеет смысл, нам было бы гораздо легче ее принять. Что же, это очень верная мысль. Как мы знаем, люди становились адептами идеологий, которые вовсе не обещали им личного бессмертия, зато обещали, что их жизнь, их усилия, их страдания не бессмысленны, они являются частью какой-то великой истории и служат великой цели.

Но что все эти печальные наблюдения могут сказать нам о реальности? Мы действительно живем в мире, у которого неизбежно «кончается завод», где даже галактики неизбежно угаснут. Но это значит, что у мира было начало - о чем нам и говорит современная космология. Мироздание ограничено во времени, оно начало быть, по подсчетам ученых, примерно 13.7 миллиардов лет назад. Это, по нашим меркам, солидный, но все равно ограниченный срок. А это значит, что у вселенной должна быть причина за ее пределами. Мир, который мы знаем, в котором все угасает и умирает - это совершенно точно не вся реальность. Что-то (или Кто-то) из-за его пределов вызывал его к бытию.

Мы, люди, существа, которые нуждаются в смысле. А это указывает на то, что мы являемся чем-то гораздо большим, чем биологическими организмами. Нас можно назвать «организмами» примерно в том же смысле, что и статуи можно назвать «камнем». Нельзя сказать, что это неверно - это неполно.

Мы статуи, ожидающие, пока нас оживят. Та же сила, которая вызвала мир к бытию, призовет нас к жизни вечной и блаженной - так говорит Символ Веры. Конечно, его можно отвергать, но тот замок, на который заперта наша жизнь, открывается именно им. Даже когда мы пытаемся не верить - мы остаемся существами, созданными для вечной жизни.
Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?

На пенсии покаюсь?

Невероятность Воскресения

Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики
  Следующие 20 >>