Выходя из церкви после службы Великого Четверга, я видел фургон "Ритуала" - дело обычное, люди продолжают умирать и на Страстной, как и в прочие дни. Да и в ленте постоянно кто-то умирает. Можно пойти и почитать его последние посты - человек о чем-то переживал, с кем-то спорил, комментировал какие-то фильмы или политические события, а теперь он умер. Иногда родные используют тот же аккаунт, чтобы сообщить о дате похорон.
Мы все здесь ненадолго; человек смертен и знает об этом. Эта истина оказывает огромное влияние на наше поведение. Смерть, понятая как конец существования, не только обрывает жизнь человека - она ее обессмысливает; все кончается тем же небытием, из которого возникло. Поэтому один из самых мощных импульсов человека - прилепиться к чему-то, что обладает если не бессмертием, то хотя бы продолжением и способно наделить его жизнь сознанием смысла. Это могут быть монументальные постройки - как египетские пирамиды, которые на тысячелетия пережили и тех, кто их строил, и тех, кто в них погребен. Это могут быть сообщества людей - нация, партия, корпорация. Это могут быть идеологии, которые, как люди верят, одержат окончательную победу в будущем. "Бессмертие" было одним любимых слов тоталитарной пропаганды, хотя применительно к конкретным адептам речь шла только об бессмертии метафорическом, "в памяти потомков", "наше дело" считалось именно буквально бессмертным.
Но все это обречено умереть, не говоря уже о том, что бессмертный (метафорически) герой фактически мертв. Герои умирают, как все люди - только обычно раньше. Но люди вцепляются в любую иллюзию бессмертия - даже когда вполне отдают себе отчет, что это - иллюзия. Мы отторгаем очевидность смерти. Но само это «вцепляние» говорит о том, что мы созданы для жизни вечной и полной смысла, что у человека внутри есть эта потребность, которую он иногда может заглушить, но от которой не может избавиться. Эту потребность иногда списывают на инстинкт самосохранения, свойственный всем животным - но это неверно, или, во всяком случае, неполно. Люди нередко отдают свою жизнь, перешагивая через этот инстинкт, ради того, что, как они полагают, придает их жизни смысл.
И вот, прямо перед нашими глазами, Церковь напоминает нам о Благой Вести - мы в самом деле предназначены для жизни вечной и блаженной. Бог стал человеком в лице Иисуса Христа, принял смерть на Кресте и воскрес из мертвых, чтобы вернуть нас этой жизни - для которой мы были созданы, и от которой мы отпали в грех.
Мы можем прийти к Нему, и обрести подлинный смысл нашей жизни, то призвание, для которого мы были сотворены и которое обернется для нас вечной радостью на небесах.
Но грех делает нас немыслимо, невероятно глупыми - мы ищем насытить жажду нашего сердца где угодно, только не в том единственном источнике, где это возможно. Люди отказываются от Спасителя, чтобы поклоняться мертвым вождям, или обанкротившимся идеологиям, или модным общественным движениям, или еще чему-то, что способно создать иллюзию смысла и бессмертия. Как сказал Пророк: "Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды" (Иер.2:13). И вот Пасха - время, когда раздается "Христос Воскрес!" - самое время для того, чтобы обратится к подлинному источнику жизни и бессмертия. Другого нет и не будет.