В ленте фейсбука люди перепощивают сообщение о фактах в общем-то, давно известных - великий английский писатель Чарльз Диккенс по-свински обращался со своей женой Кейт. Пилил ее за то, что она располнела (после десяти-то беременностей), открыто ей изменял, публично унижал, пока она просто не ушла из его дома, несмотря на всю тяжесть такого решения. Детей ей по законам того времени отдать не могли, положение жены, ушедшей от мужа в викторианской Британии было во всех отношениях незавидным.
В комментариях люди выражают свой гнев и растерянность - как же автор таких добрых, трогательных и сентиментальных книг мог поступать таким образом? Вот ведь негодяй! Другие приводят примеры других гениев и знаменитостей, которые крайне дурно обращались со своими домашними. Что же, такое бывает - реже найдешь человека, который выдерживает испытание деньгами и славой с честью.
Джон Толкин, например, автор «Властелина Колец», был чистым и честным человеком, глубоко преданным своей семье, до того, как к нему пришла слава и богатство - и остался после. Но Толкин - человек близкий к святости, и когда-нибудь католическая Церковь, ревностным прихожанином которой он был, его канонизирует.
Для обычного человека слава, когда толпы народа кричат о том, какой он гений, и деньги, которые создают иллюзию свободы и всемогущества, могут оказаться совершенно непосильным бременем. Вера в собственную исключительность и в то, что ты заслуживаешь большего - еще больше славы, еще больше удовольствий, что тебя (такого гениального!) не ценят, не додают, не оказывают должного, приводит человека в состояние, которое могло бы ужаснуть его еще недавно. Ему начинает казаться, что и в личной жизни он «заслуживает большего».
С одной стороны, люди хотят славы и богатства, даже добиваются изо всех сил - с другой, это может оказаться проклятием, а не благословением. Бог, который не дает нам ни власти, ни славы, ни богатства, оказывает нам милость – даже, когда мы с этим не согласны. Как говорится в Библии: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, Дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит.30:8-9). Умеренность наших возможностей (социальных и финансовых) побуждает нас со смиренной благодарностью принимать то, что у нас есть, а особенно любовь и заботу близких людей. Хорошо, когда мы нуждаемся в других людях, когда наши банковские счета достаточны для наших нужд, но не позволяют нам возгордиться и превознестись. Потому что знаменитости, которые возмущают нас своей аморальностью - это не какие-то особенно плохие люди. Это обычные, слабые люди на которых лег груз, которого они не смогли понести.