анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Христианство и равенство всех религий

Сергей Худиев, Москва

Довольно часто люди с неодобрением говорят о вере христиан в исключительность Евангелия. Мы живем в мире, где равенство считается абсолютной ценностью и говорить о том, что религии не равны считается дурным тоном. Люди видят в этом какой-то духовный аналог колониальной концепции «бремени белых» - у нас-то настоящая цивилизация и истинная вера, сейчас мы вас, «несчастных, мятущихся дикарей, наполовину бесов, наполовину - детей», научим, как надо жить.

История действительно знает множество примеров грубого высокомерия и тяжких несправедливостей, которые сопровождали европейский колониализм. Желание отмежеваться от грехов прошлого понятно - и вот уже люди (как, например, британский философ Джон Хик) говорят о том, что все религии равноценны и говорить о том, что, скажем, индуизм ниже христианства - значит продолжать печальную традицию европейской расовой и культурной спеси. В чем здесь ошибка? Их несколько.

Во-первых, сама идея равенства есть порождение христианской концепции, что человек создан по образу Божию. На чисто эмпирическом уровне люди (и группы людей) не равны - они отличаются по своими возможностям, талантам, достатку, положению в обществе. В том же индуизме (до того, как он подвергся христианскому влиянию) мысль, что неприкасаемый равен брамину, вызвала бы искреннее негодование. Мысль о том, что ты должен почитать во всяком человеке - включая социального или этнического чужака - образ Божий, укоренилась именно потому, что люди верили в единство человеческого рода, падшего в Адаме и искупленного во Христе. Эта вера с трудом пробивалась и там, где христианство было преобладающей религией, но без нее сама идея равенства повисает в воздухе. Чтобы стоять за равенство, вы должны по умолчанию исходить из того, что христианский взгляд на человека верен, а языческий или атеистический - ложен. Вера, которая учит, что все люди являются носителями образа Божия, превосходнее веры, которая учит, что люди от рождения разделены на касты.

Во-вторых, сам религиозный плюрализм - порождение именно западного мира, проповедуя идею «равенства всех религий», ее сторонники продвигают именно западную идею, выращенную, на западной почве. Ни буддисту, ни мусульманину в голову не придет, что их религии равны. Плюралисты продолжают нести - сознают они это или нет - все то же «бремя белого человека» полагая остальных (в этот раз, включая часть европейцев) людьми намного менее открытыми и просвещенными.

В-третьих, (и это самое главное) исключительность притязаний христианства есть лишь отражение исключительности притязаний его Основателя. Господь Иисус говорит в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан 14:6). То, что Иисус говорит о себе, либо правда, либо нет. Если вы полагаете, что это неправда, то вы уже не признаете «все религии одинаково истинными». Вы объявляете ложным, по крайне мере, христианство. Если это истина, то говорить о равенстве Бога, пришедшего на землю, с кем бы то ни было еще, включая почитаемые фигуры всех религий, было бы нелепо.
Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса
  Следующие 20 >>