В прошлое воскресенье в церкви услышал некоторые интересные мысли от одного очень хорошего служителя. Уверен, что он не обидится и не будет против, если я ими поделюсь, а также немного добавлю своих размышлений.
В нашей культуре простота воспринимается двояко. С одной стороны, это положительное качество – герой сказок, добрый простачок оказывается успешнее хитрых и изворотливых врагов, не плетет интриг, побеждает исключительно смекалкой и правдой, а затем уходит на закат с девушкой-красавицей. С другой стороны, простота может граничить с невежеством, хамством, бескультурьем и фамильярностью, что тоже часто можно встретить в церковном сообществе, да и в светском окружении такого полно.
Поговорим о нескольких уровнях библейской, христианской простоты. Прежде всего, упомянем о «простоте во Христе», а именно об известном отрывке из начала 11-й главы второго послания Коринфянам. Апостол Павел защищает здесь авторитет Евангелия, не желая, чтобы умы верующих «повредились», а потом и вовсе переходит к критике неких «высших Апостолов» (скорее всего, лжеучителей, проникших в коринфскую общину). Достаточно подробно все объясняется в четвертом стихе главы: отсутствие простоты – значит «проповедовать другого Иисуса», «получить иного Духа», принять «иное благовестие». То есть речь идет о спасении, которое во Христе распятом, воскресшем и вновь грядущем. Павел обладал великими знаниями и мог научить коринфян самым замысловатым философским идеям. Но он «рассудил быть … незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Внимание намеренно фокусируется именно на Спасителе, а не на собственных усилиях, добрых делах, праведности и прочих человеческих устремлениях. Чистота веры сравнивается Иисусом с простотой детей (Мф. 19:14).
Второй уровень «духовной простоты» - это простота поклонения Богу. В общении с самарянкой (4 глава Евангелия от Иоанна) Иисус утверждает, что «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине», то есть настоящее поклонение больше не привязано к месту, какому-то одному народу или зданию. В данном контексте, простота поклонения – это искренность, идущее изнутри, под воздействием Святого Духа, желание угодить Богу, что противопоставляются исключительно внешнему исполнению религиозных установлений.
Третий вид – это простота отношений. Она проявляется в «простоте сердца», искренности мотивов и отсутствии корысти (Деян. 2:46; 2 Кор.1:12; Еф. 6:5; Кол. 3:22), когда в общении нет никаких тайных и лукавых намерений, заведомых подозрений, нет желания воспользоваться ситуацией для своей выгоды за счет других, есть открытость и честность. Недаром сказано, что Господь «хранит простодушных» (Пс. 114:6). Такой добротой и искренностью привлекал к себе и Сам Христос.
Наконец, простота и простодушие балансируются мудростью. Это принцип мы находим в словах Христа: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Посылая апостолов на служение, Спаситель предупреждает, чтобы в своей простоте и чистоте веры они не стали жертвой лукавых людей. Поэтому настоящая простота – это не беспечность и не бездействие (иначе она действительно «хуже воровства»), но сопровождается мудрой осторожностью и осмотрительностью. Впрочем, и здесь она лишена лукавства и неискренности.