анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
О вере, переживаниях и разочарованиях

Сергей Худиев, Москва

Иногда я читаю о том, как человек сначала очаровался, а потом разочаровался в религии. Что-то привлекло его, наполнило его душу яркими, ни на что не похожими переживаниями, а потом это время духовного упоения прошло, сменившись горьким разочарованием. Богослужения стали скучны и утомительны, а единоверцы оказались неприятными и ограниченными людьми и вообще вера больше не трогает душу.

В таком разочаровании нет ничего необычного. Более того, в каком-то отношении оно даже обязательно. Духовные утешения, радость открытия веры - должны отступить. Для чего? Чтобы освободить место для веры в более зрелом смысле.

Ведь верить - не значит просто переживать какие-то эмоции. Мы можем переживать эмоции, например, горячо сочувствуя героям фильма (некоторые даже плачут при этом), но мы не верим в реальность происходящего. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что эта история, которую сочинил сценарист и разыгрывают актеры. Живое воображение может позволить нам переживать настоящие эмоции даже внутри хорошо сделанной компьютерной игры.

Вера - это не про переживания, хотя переживания ее обычно сопровождают. Вера - это, как минимум, (это необходимое, но не достаточное условие) признание каких-то утверждений истинными, соответствующими реальности. А реальность - это то, что существует независимо от нас и наших переживаний по тому поводу. Я полагаю истинным, что Земля имеет форму слегка неправильного шара - мне об этом сообщили различные люди, начиная с учителей в школе, и я принял это на веру. Есть «плоскоземельцы», которые не принимают этого - то есть признание земли шаром есть акт веры, который можно и отказаться совершать. Я могу глубоко огорчаться шарообразности земли, радоваться ей или просто принимать это как мало волнующий меня факт, но я в него верю, независимо от эмоций.

Однако вера не сводится к признанию чего-то за истину. Она предполагает некий личный отзыв. Допустим, врач прописал мне лечение. Если я верю ему, то я его принимаю. Я могу радоваться тому, что мне помогают. Я могу огорчаться, потому что лечение кажется мне неприятным или утомительным. Но, если я верю врачу, это проявляется достаточно просто - я выполняю его рекомендации.

Евангелие тоже не про наши переживания. Оно про факты, которые никак не зависят от этих переживаний. Мы сотворены Богом, который из чистой щедрости, пожелал разделить ту вечную жизнь, которой Он обладает, с другими существами - ангелами и людьми. Хотя мы созданы для вечной радости, мы отпали от нее в грех. Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа, чтобы вернуть нас к той жизни вечной и блаженной, для которой мы были созданы. Через свою жертвенную смерть и Воскресение Христос дарует нам прощение грехов и вечную жизнь, которую мы принимаем покаянием и верой. Такова реальность и она никак не зависит от наших переживаний. Мы принимаем решение признать ее и отозваться на нее доверием и послушанием.

Вера предполагает поворот от самого себя к Богу и ближнему. Чтобы возрасти в ней, мы должны признать, что наши переживания - это не самое важное. Ни наши эмоции, ни мы сами не находимся в центре вселенной. Мы обращены к истине, которая находится вне нас и от нас не зависит.

Когда мы осознаем это, мы обретает самую важную свободу - свободу от наших постоянно меняющихся и капризных настроений. Мы остаемся верующими не потому, что что-то испытываем, но потому, что приняли решение покориться истине и твердо ее держаться.
Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса
  Следующие 20 >>