Недавно прочитал такие мысли: «…по сути, «выгорел» значит горел, чем-то выгорающим, а Дух Святой, Его пламя не выгорает. Эмоциональное выгорание в служении случается часто. Но это лишь значит, что горели не Божьим, а своим. Выгорает только человеческое. Божьи служители не выгорают потому, что ими движет сверхъестественный вечный огонь. А если выгорают значит не тем горели».
Автор также говорит об актуальности и даже «модности» этой темы – она становится предметом рассмотрения и обсуждения на конференциях и тренингах, даются разнообразные советы – «от времени для себя любимого, до употребления сладостей и шоколада». То есть подчас, действительно, помощь при выгорании может сводится исключительно к физиологической составляющей.
Интересна мысль автора и о том, что выгорание само по себе – это признак нужды в Боге; нам нужно помнить о собственной немощи, а горение Им придает силы. Как написано, «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут – и не утомятся» (Ис. 40:31). В служении ставятся в пример те верующие, которые «доброхотны по силам и сверх сил» (2 Кор. 8:3), то есть способны выйти за рамки комфортных условий и жертвовать собой. Здесь с автором сложно не согласиться.
Однако, в данных размышлениях, самих по себе благочестивых и благожелательных, мало учитывается, что духовное, физическое, эмоциональное, волевое и другие начала в человеке тесно связаны («унылый дух сушит кости»). Некоторые идут дальше и даже совершают типичную ошибку, отождествляя плоть как тело человеческое и плотью как греховной природой. Мол, служить по плоти – это грех. Тем не менее, мы все служим во плоти, а значит ограничены и подвержены выгоранию. Но по милости Божьей, надеюсь, служим не по плоти, хотя грех всегда при нас.
Следовательно, выгорание может произойти по разным причинам. Иногда человек действительно слишком уповал на свои силы, а не на Божьи, забыв принцип Апостола Павла: «когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10), что приводит к разочарованию и бессилию. Подчас речь идет о неправильном распределении времени, пренебрежении своевременным отдыхом, допустимом «попечении о плоти» (Рим. 13:14). Очень часто выгорание может свидетельствовать об отсутствии команды (или неумении ее создать), стремлении все сделать самому, нежелании делегировать свои полномочия (не давая другим право реализовать свое видение и даже совершить ошибки) или просто передать свое служение кому-то более способному. Иногда сковывает страх, неопределенность, неуверенность – о человеческих слабостях можно писать бесконечно.
И вот кротчайший из живущих Моисей нуждается в том, чтобы Аарон и Ор поддерживали его руки ради победы войска Израильского (Исх. 17:11-12). Пророку Илии необходимо поесть и поспать, чтобы отправиться в путь и получить откровение Божье (3 Цар. 19:5-7). Еврейские праздники содержали в себе как элемент поклонения, так и отдыха. Христос говорит ученикам – «пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Марк 6:31). Наконец, Сам Бог «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2), показывая пример и нам. То есть Бог снисходит к человеческим немощам, и даже Христос имел их, будучи в теле и абсолютно безгрешным.
Итак, выгорание – это возможность для окружающих поддержать и помочь, а не осудить. Не ставить диагнозы (часто поспешные), а пообщаться, посмотреть на обстоятельства жизни человека, дать ему передышку. К сожалению, иногда рассуждения о выгорании могут быть даже жестокими – говоря о «жизни по плоти» и «служении своими силами», легко проигнорировать нужды и отказаться подставить плечо. Если так подходить к людям, то служение превратится в тяжкое бремя. Мы же призваны к взаимопомощи и взаимодополнению, чтобы созидать Церковь «при действии в свою меру каждого члена» и «в любви» (Еф. 4:16).