анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Сергей Худиев, Москва

Первое, что мы склонны ответить – конечно, нет. «Смирение» – это крайне уничиженное мнение о себе, своих достоинствах и способностях. Разве не так? Разве мы не должны по смирению признавать, что ни на что не годимся? На самом деле, нет, не так. Но об этом стоит поговорить подробнее.

Нам трудно увязать два этих слова – талант и смирение. Люди выдающихся талантов – научных или художественных – иногда поразительно заносчивы и тщеславны. Про великого немецкого композитора Рихарда Вагнера рассказывают, что, когда он обнаруживал, что на званом ужине говорят о ком-то, кроме него, он насколько не мог этого вынести, что испускал громкий крик, чтобы хотя бы так привлечь всеобщее внимание. Великие литераторы или поэты могут писать о современных им коллегах по перу с такой язвительностью, что это производит крайне отталкивающее впечатление – они не могут вынести, что кто-то оттягивает восхищение публики на себя.

Это выглядит достаточно неприятно, когда тщеславие проявляют люди несомненных талантов (как тот же Вагнер). Но когда за уверенностью в своей гениальности стоят довольно скромные дарования – это еще печальней. Такой «непризнанный гений» изводит себя и других, пытаясь добиться признания, на которое ему не стоит надеяться. Поэтому люди склонны полагать, что смиренный человек, напротив, должен отрицать свои дарования. Но это ошибка.

Мы проявляем пагубную гордыню не тогда, когда признаем наши дарования, а когда используем их для того, чтобы превозноситься над другими. Святой Апостол Павел пишет: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Чтобы служить другим людям нашими дарами, мы должны признавать их наличие — более того, нашу ответственность за то, как мы их употребляем.

Наши природные способности, благоприятные обстоятельства нашей жизни (такие, как возможность получить образование) — все это мы получили от Бога, для того, чтобы послужить Ему и людям. В притче о талантах именно человек, который спрятал вверенное ему богатство в землю, был осужден.

В наши дни мы чаще называем словом «талант» художественные дарования — способности художника, артиста или писателя. Библия определенно говорит, что эти дарования, действительно, исходят от Бога. Но те таланты, за правильное употребление которых мы несем ответственность перед Богом, гораздо шире. Кто-то обладает способностью к точному и аккуратному учету; кто-то умеет организовать и провести мероприятие; у кого-то «золотые руки» — он отлично справляется там, где нужна техническая сноровка.

Людей «ни на что не годных» не бывает — ведь зачем-то же Бог привел нас в этот мир. У нас есть какие-то дарования, которые мы призван раскрыть. Когда мы отказываемся служить Богу и людям теми дарами, которые у нас есть, мы грешим. Мы, напротив, призваны распознать их и развивать — учиться, практиковаться, и достигать совершенства.
Строить на камне

Этика подражания Богу

Непростительный грех

Сделай жизнь доступнее

Уникальность Земли

Труд любви

Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Почему мы не пересматриваем заповеди?

Запретная тема

О праведном гневе

Дар верности

Про духовное выгорание

Почему именно христианство?

Августовский путч и Евангелие

О шизофрении и любви

Безусловная заповедь

Проблема аутизма

О вере, переживаниях и разочарованиях

«Звездная ночь» и несостоятельность материализма

О помощи "странным людям"
  Следующие 20 >>