анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Сергей Худиев, Москва

Первое, что мы склонны ответить – конечно, нет. «Смирение» – это крайне уничиженное мнение о себе, своих достоинствах и способностях. Разве не так? Разве мы не должны по смирению признавать, что ни на что не годимся? На самом деле, нет, не так. Но об этом стоит поговорить подробнее.

Нам трудно увязать два этих слова – талант и смирение. Люди выдающихся талантов – научных или художественных – иногда поразительно заносчивы и тщеславны. Про великого немецкого композитора Рихарда Вагнера рассказывают, что, когда он обнаруживал, что на званом ужине говорят о ком-то, кроме него, он насколько не мог этого вынести, что испускал громкий крик, чтобы хотя бы так привлечь всеобщее внимание. Великие литераторы или поэты могут писать о современных им коллегах по перу с такой язвительностью, что это производит крайне отталкивающее впечатление – они не могут вынести, что кто-то оттягивает восхищение публики на себя.

Это выглядит достаточно неприятно, когда тщеславие проявляют люди несомненных талантов (как тот же Вагнер). Но когда за уверенностью в своей гениальности стоят довольно скромные дарования – это еще печальней. Такой «непризнанный гений» изводит себя и других, пытаясь добиться признания, на которое ему не стоит надеяться. Поэтому люди склонны полагать, что смиренный человек, напротив, должен отрицать свои дарования. Но это ошибка.

Мы проявляем пагубную гордыню не тогда, когда признаем наши дарования, а когда используем их для того, чтобы превозноситься над другими. Святой Апостол Павел пишет: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Чтобы служить другим людям нашими дарами, мы должны признавать их наличие — более того, нашу ответственность за то, как мы их употребляем.

Наши природные способности, благоприятные обстоятельства нашей жизни (такие, как возможность получить образование) — все это мы получили от Бога, для того, чтобы послужить Ему и людям. В притче о талантах именно человек, который спрятал вверенное ему богатство в землю, был осужден.

В наши дни мы чаще называем словом «талант» художественные дарования — способности художника, артиста или писателя. Библия определенно говорит, что эти дарования, действительно, исходят от Бога. Но те таланты, за правильное употребление которых мы несем ответственность перед Богом, гораздо шире. Кто-то обладает способностью к точному и аккуратному учету; кто-то умеет организовать и провести мероприятие; у кого-то «золотые руки» — он отлично справляется там, где нужна техническая сноровка.

Людей «ни на что не годных» не бывает — ведь зачем-то же Бог привел нас в этот мир. У нас есть какие-то дарования, которые мы призван раскрыть. Когда мы отказываемся служить Богу и людям теми дарами, которые у нас есть, мы грешим. Мы, напротив, призваны распознать их и развивать — учиться, практиковаться, и достигать совершенства.
Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса
  Следующие 20 >>