анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Сергей Худиев, Москва

Первое, что мы склонны ответить – конечно, нет. «Смирение» – это крайне уничиженное мнение о себе, своих достоинствах и способностях. Разве не так? Разве мы не должны по смирению признавать, что ни на что не годимся? На самом деле, нет, не так. Но об этом стоит поговорить подробнее.

Нам трудно увязать два этих слова – талант и смирение. Люди выдающихся талантов – научных или художественных – иногда поразительно заносчивы и тщеславны. Про великого немецкого композитора Рихарда Вагнера рассказывают, что, когда он обнаруживал, что на званом ужине говорят о ком-то, кроме него, он насколько не мог этого вынести, что испускал громкий крик, чтобы хотя бы так привлечь всеобщее внимание. Великие литераторы или поэты могут писать о современных им коллегах по перу с такой язвительностью, что это производит крайне отталкивающее впечатление – они не могут вынести, что кто-то оттягивает восхищение публики на себя.

Это выглядит достаточно неприятно, когда тщеславие проявляют люди несомненных талантов (как тот же Вагнер). Но когда за уверенностью в своей гениальности стоят довольно скромные дарования – это еще печальней. Такой «непризнанный гений» изводит себя и других, пытаясь добиться признания, на которое ему не стоит надеяться. Поэтому люди склонны полагать, что смиренный человек, напротив, должен отрицать свои дарования. Но это ошибка.

Мы проявляем пагубную гордыню не тогда, когда признаем наши дарования, а когда используем их для того, чтобы превозноситься над другими. Святой Апостол Павел пишет: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Чтобы служить другим людям нашими дарами, мы должны признавать их наличие — более того, нашу ответственность за то, как мы их употребляем.

Наши природные способности, благоприятные обстоятельства нашей жизни (такие, как возможность получить образование) — все это мы получили от Бога, для того, чтобы послужить Ему и людям. В притче о талантах именно человек, который спрятал вверенное ему богатство в землю, был осужден.

В наши дни мы чаще называем словом «талант» художественные дарования — способности художника, артиста или писателя. Библия определенно говорит, что эти дарования, действительно, исходят от Бога. Но те таланты, за правильное употребление которых мы несем ответственность перед Богом, гораздо шире. Кто-то обладает способностью к точному и аккуратному учету; кто-то умеет организовать и провести мероприятие; у кого-то «золотые руки» — он отлично справляется там, где нужна техническая сноровка.

Людей «ни на что не годных» не бывает — ведь зачем-то же Бог привел нас в этот мир. У нас есть какие-то дарования, которые мы призван раскрыть. Когда мы отказываемся служить Богу и людям теми дарами, которые у нас есть, мы грешим. Мы, напротив, призваны распознать их и развивать — учиться, практиковаться, и достигать совершенства.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>