Господь Иисус в своих притчах обращается к примерам из обычной человеческой жизни, например, он говорит о труде строителей. Упоминание строительных работ побуждает некоторых исследователей предполагать, что Господь Иисус был строителем, а не плотником — греческое слово «тектон» может означать и то, и другое. Вот что говорит Иисус:
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф.7:24-27).
Мы все строим нашу жизнь на каких-то основаниях — мы исходим из каких-то представлений о мире, из каких-то целей и ценностей. Мы можем не отдавать себе в них отчета, но они неизбежно определяют нашу жизнь и проявляются в том, какие решения мы принимаем и куда сворачиваем на тех или иных перекрестках.
Человек может исходить из того, что самое важное в жизни — не перетруждаться и по возможности стремиться к комфорту. Он учится, пока его заставляют и работает, чтобы прокормиться. Он просто не ставит себе целей, выходящих за пределы сегодняшнего вечера.
Он может, напротив, полагать самым важным успех и достижения — в области экономики, политики или спорта. Он может проводить жизнь самую целеустремленную и полную сосредоточенной учебы и труда. Он может добиться чего-то по-настоящему впечатляющего — как Билл Гейтс или Стивен Джобс. Или он может быть горячим приверженцем какой-нибудь идеологии, которая обещает тысячу лет славы и процветания всему человечеству или отдельному народу.
Притча говорит, что наша постройка столкнется с испытанием. Что тут имеется в виду? Притчи всегда многозначны, а «дождь, ветры и реки», которые сносят ненадежную постройку, могут означать разные вещи.
Конечно, речь может идти о страшном суде Божием, когда мы обнаружим, на что мы потратили нашу жизнь. Но не только. Представим себе, например, редактора сетевого издания. Он может исходить из того, что главное — это заработать денег. Неважно, как. Он охотно размещает скандальные новости, не заботясь об их достоверности — главное, чтобы люди кликали по кричащим заголовкам. Какое-то время это работает — люди, действительно, заходят на этот ресурс, число просмотров рекламы растет, деньги капают на счет.
Но постепенно у него складывается репутация лжеца и, обнаружив ссылку на этот ресурс, люди не идут по ней. Дом, который он строил, рассыпается.
Человек, который положил в основание своей жизни веру и следование заповедям, поступает честно, даже если это, в ближайшей перспективе, означает упущенную выгоду. Но он медленно, но верно создает себе репутацию. Его знают, как честного человека, слову которого можно доверять.
И, что даже более важно — он созидает в себе определенный характер, честность, упорное трудолюбие, способность противостоять соблазну пойти по пути наименьшего сопротивления. Даже в моменты кризиса, когда он сталкивается с испытаниями, с ним остается то, чего его невозможно лишить — репутация, характер, принципы, которые позволят ему восстановить утраченное. Его жизнь созидается на прочном основании. Он выигрывает и во времени, и в вечности.