Рай выходит за пределы нашего понимания, как жизнь после родов выходит за пределы понимания ребенка в утробе. Но кое-что мы можем знать — и это не так уж и мало. Возможно, мы можем начать с того, чего в раю нет — там нет «болезни, печали и воздыхания». Там нет смерти и греха.
Мы все здесь, на земле, живем под гнетом смерти. Тень смерти лежит уже на первых шагах младенца. Молодость, как часто говорят, не замечает смерти, но смерть похищает и молодых. Несчастный случай, преступление, внезапная болезнь может и не дожидаться старости.
Но когда молодость проходит, мы уже не можем игнорировать присутствие умирания. Наше физическое состояние медленно, но верно приходит в упадок — кудри сменяются лысиной, румяность - морщинами, зрение и слух притупляются, накапливаются хронические болезни.
Где-то с середины жизни нам становится очевидно, что наше телесное здоровье начинает снижаться — нам больше никогда не будет 25, нам никогда больше не быть юными, прекрасными и полными сил. Мы движемся по той же траектории, что и весь человеческий род — к увяданию и смерти. Здоровый образ жизни, правильное питание, достижения современной медицины — все это хорошо, и может даже замедлить наш неизбежный упадок. Но не отменить его.
Мы можем встретить старого знакомого, которого не видели много лет, и с печалью изумиться тому, как он сдал. А потом заглянуть в зеркало, и убедиться, что и мы не лучше. Известный «кризис середины жизни», когда люди (обычно мужчины) «пускаются во все тяжкие» и становятся жертвой «беса в ребро», представляет собой попытку отчаянного отрицания неизбежности — люди заводят себе молодых любовниц, чтобы убедить себя, что они еще крепкие мужчины, а иные пускаются в развлечения, характерные для молодых, или еще каким-то глупым и разрушительным образом пытаются делать вид, что им все еще 25. Но, что бы мы ни делали, болезнь, немощь и смерть всегда здесь.
И вот рай — это место, где ее нет. Это, как поется в одном старом религиозном гимне, «земля, где мы никогда не состаримся». Смерть больше не имеет власти, она не заявляет свои права на людей. Она никогда не придет за нами и даже не посмеет показаться издалека. С ней покончено навсегда.
У спасенных душ впереди — блаженная вечность, книга, где, как пишет К.С.Льюис: «каждая глава лучше, чем предыдущая», где они всегда свежи, всегда полны радости и силы и всегда растут.
Сейчас души спасенных, покинувшие тела, с трепетом и радостным предвкушением ожидают общего воскресения — чтобы обрести новые тела, которые Писание называет «нетленными», то есть не подверженными ни разрушению, ни болезни, ни смерти. Как говорит Апостол: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:53-55).
В оратории Генделя «Мессия» есть поразительный хор: «Труба вострубит…. и мы восстанем нетленными». В великой музыке есть это предвкушение радости, когда мы войдем в обновленное мироздание, где «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).