анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О прощении и примирении

Антон Лебедев, Саранск

...снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3:13).

Седьмое ноября - годовщина Октябрьской революции, а четвертого числа в России отмечался День народного единства. Эти даты воспринимаются неоднозначно - если отношение к первому событию сильно зависит от политико-идеологической оценки, то второй праздник многим кажется несколько искусственным и натянутым из-за его новизны. Недавно президент России открыл монумент, посвященный примирению после Гражданской войны: фигура Родины-Матери, а под нею ее сыновья - братья, воевавшие по разные стороны баррикад. В обществе сразу же вновь вспыхнула дискуссия о виновности сторон, о количестве жертв, об официозе и о современной действительности. Как водится, споры ведутся и о прошлом, и о настоящем - вина переносится на ныне живущих, часто отношения к тем событиям не имеющие (в то время как реальные виновники и участники уже в могиле и дали отчет перед Господом).

Не буду писать о наблюдении дней и времен, но очевидно, что обществу и отдельным людям нужны прощение и примирение. И здесь можно вспомнить текст из Послания Колоссянам, приведенный выше.

Прежде всего, Апостол Павел говорит о снисхождении, слово это также можно перевести как "терпеть", "переносить", "сдерживаться", и даже "выслушивать". Речь идет о понимании позиции оппонентов и инакомыслящих, не видя в них сразу врагов, глупых и оболваненных людей. Часто и явно согрешившие против меня сделали это по неосторожности, недомыслию, по ошибке или в запале спора, а не из лукавых или недобрых намерений. Еще чаще мне нужно понять, почему было совершено то или иное действие, сказаны те или другие слова и так далее, оценить свою правоту в данной ситуации. Бывает и так, что конфликт разгорается из пустого и не стоит выеденного яйца.

Во-вторых, сказано о "взаимном" прощении, то есть о его всеобщности: прощать должны не особо духовные верующие и не особо стойкие или необидчивые люди. Речь идет обо всех христианах. И более прав здесь тот, кто первым пойдет на контакт и разрешение конфликта, кто найдет в себе силы переступить через свою гордость. Очень часто в таких ситуациях срабатывает "комплекс жертвы" - мол, за что мне каяться, пусть сам просит прощения и так далее.

В-третьих, часто претензии обоснованы, а грехи - реальны (Апостол Павел говорит об "жалобах", то есть об упреках, обвинении, порицании за конкретные дела). По человеческим соображениям, потерпевший урон может справедливо требовать наказания виновного, компенсации, сатисфакции. Но величайшее прощение - это именно прощение согрешившего, сделавшего зло и неправду. Решение не напоминать себе и другим ("грехов и беззаконий не воспомяну более" - Евр. 8:12), не держать зла в сердце, не роптать на обидчика, не выставлять счет.

В-четвертых, прощение людей основано на прощении Христом. Если Бог в Иисусе прощает верующего за множество понесенных Им обид, отвержение, равнодушие и непослушание (при этом ощущая все это гораздо острее любого из нас), то почему и нам не простить согрешившего? Верующий прощает, потому что он прощен, а значит, свободен. А свободный не вернется в темницу непрощения, он будет освобождать от нее себя и других. Христианин прощает, потому что для него пример - Сам Христос, прощающий врагов, при этом имевший возможность сотворить самый великий и справедливый суд, послав легионы Ангелов (Матф.26:53).

Таким образом, прощение легко и сложно одновременно. Легко - потому что облегчает бремя, а повеления о нем просты и понятны. Сложно - потому что непросто преодолеть внутри себя горечь. Потому что многие вещи забыть просто не получится, они постоянно будут напоминать о себе, даже если не хочешь этого. "Грех мой всегда предо мною" (Пс. 50:5) - это необходимо, чтобы не превозноситься, не повторять прошлых ошибок, помнить о жертвах трагедий.

И вот тут верующие уже уповают на Самого Господа и Его силы, потому что Он во Христе примирил Собою мир (2 Кор.5:19), Сам являясь Источником мира превыше всякого разумения (Фил.4:7). А значит, истинное примирение и прощение возможны не там, где я кого-то переубедил, а в познании Бога, в молитве, пребывании в Слове Божьем, в Его Церкви, в Его благодати. Без этого наполнения непрощение будет подстерегать меня на каждом углу - ведь всегда будет на что обижаться и в чем считать себя пострадавшим.
Четыре свечи адвента. Первое воскресенье адвента – свеча пророчества

Адвент

Молитва и труд на удаленке

Снимите "корону"

Достоевский и мы

Фальшивый сертификат: что доводит до греха

О прощении и примирении

Мир, где мы не умрем никогда

Доброхотно дающего любит Бог

Строить на камне

Этика подражания Богу

Непростительный грех

Сделай жизнь доступнее

Уникальность Земли

Труд любви

Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Почему мы не пересматриваем заповеди?

Запретная тема

О праведном гневе

Дар верности
  Следующие 20 >>