Пандемия Ковид-19 привела к тому, что многим пришлось работать дома. Формально для офисных работников это мало что меняет — вы сидели в офисе с 9 до 17 перед экраном компьютера, а теперь можете сидеть то же время перед аналогичным экраном у себя дома. Кажется, что так даже лучше — вы не тратите время на дорогу и можете спокойно обедать дома, вместо того, чтобы платить за бизнес-ланч в ресторане.
Но это, казалось бы, гораздо более удобное положение дел, создает массу неожиданных затруднений. Оказывается, дома работать труднее по ряду причин.
В книге притчей есть обличительная речь к ленивцу: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Прит.6:6-8).
Муравей упорно трудится несмотря на то, что у него нет начальника или приставника, а вот людям бывает трудно сосредоточиться на работе, когда они утратили привычное рабочее окружение — руководителей, сотрудников, офисный компьютер, лишенный игр, необходимость являться в офис во время и уходить из него в другое.
Дома никто не видит — ходите вы по юмористическим сайтам или играете в игры. Грани между «рабочим временем», которое нужно посвящать выполнению своих обязанностей, и «свободным», когда можно заниматься чем угодно еще, не существует. Рядом с вами не сотрудники, а домашние, которые могут отвлекать от работы на какие-то домашние дела.
Как можно решить эту проблему? Работа в офисе, которая начинается и заканчивается в определённое время, создает структуру — наше рабочее время имеет четко обозначенные рамки, а внутри этих рамок имеет свои подразделения — обеденный перерыв и перерывы на кофе. Мы чередуем сосредоточенность на работе с перерывами.
Когда мы работаем дома, мы тоже нуждаемся в такой структуре — и для нас, христиан, ответ на эту проблему найден столетия назад. В монастырях (и не только) труд регулярно прерывался молитвой, а молитва — трудом. На знаменитой картине французского художника Жанна Франсуа Милле «Аджелюс» изображена супружеская пара крестьян, стоящая на поле. Услышав церковный колокол, муж и жена оторвались от работы, чтобы совершить традиционную молитву «Ангел Господень». В молитве речь идет о тайне Боговоплощения — а упомянутый Ангел это Гавриил, который возвещает Марии, что Она станет Матерью Спасителя.
У христиан прошлого были церковные колокола, чтобы напоминать им о моменте, когда они должны оторваться от работы и совершить молитву, а у нас есть множество устройств - от будильников до специальных программ для компьютера, которые могут напомнить нам о том, что надо на минуту прерваться и вознести молитву Богу.
Эти краткие перерывы на молитву вносят в наш рабочий день необходимую ему структуру — они выделяют те отрезки времени, когда мы сосредоточенно работаем. Древнее правило — ora et labora, молись и работай — поможет нам сосредоточиться и тогда, когда мы должны трудиться вне привычной обстановки офиса.