На протяжении всей истории христианской Церкви самой читаемой ветхозаветной книгой была Псалтирь – сборник молитв и песнопений, возникший в Древнем Израиле. Словами псалмов люди взывали к Богу, выражали свое раскаяние в грехах, скорбь, надежду на Бога, благодарность за избавление, надежду на Его благоволение в будущем.
Именно Псалтирь была тем молитвенником, которым пользовался Господь Иисус — даже Его последние слова на кресте - это цитата из 21-го псалма. Псалтирь была (и остается) основой традиционного церковного богослужения. Весь строй церковной жизни приучает верующего буквально дышать словами псалмов и пребывать в присутствии Бога дома и на работе, посвящать Ему все свои действия. Например, Церковь устами псалмопевца обращается к Богу: «и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй» (Пс.89:17).
«Дело рук» обычная работа, которой мы приобретаем пропитание своим семьям, часто воспринимается как область «мирского», того профанного, внерелигиозного мира, который функционирует в отсутствие Бога. Богу отводятся особые места (Церкви) и особое время (утро воскресенья). Мы обычно не просим Божьего содействия в составлении месячного отчета, уборке снега или починке протекающей трубы.
Но Писание говорит, что это важно делать — наши обычные рабочие дела нуждаются в Божием благословении. Если они морально сомнительны и мы не можем с чистой совестью просить у Бога помощи в них — их просто не стоит делать. Но в обычной, честной работе, когда мы делаем что-то полезное для других людей — обращаться к Богу за благословением в высшей степени уместно. Мы можем вспомнить историю о чудесном улове. Вернее, о двух чудесных уловах, которые есть в Евангелии. Святой Апостол Петр по своей профессии был рыболов. Вот что говорит евангелие от Луки:
«Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лук.5:5,6).
Похожий рассказ есть у Иоанна. Уже по воскресении Христовом ученики опять ловят рыбу, но безуспешно. Однако они обретают богатый улов после благословения Господня:
«Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы» (Иоан.21:3-6).
Конечно, это повествование значит больше, чем просто успех, который рыбаки обрели в своем обычном деле — ловле рыбы. Это указание на их миссию быть «ловцами человеков». Но этот духовный смысл не устраняет прямого — нам нужно Божие благословение и в наших обычных трудах, и мы призваны просить о нем.