анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Конец света – ужас или надежда?

Сергей Худиев, Москва

Вера в конец света проявляет поразительную устойчивость — она присутствует во многих религиях и мифологиях. В скандинавской мифологии мир заканчивается «Рагнареком» — гибелью богов, который описан с поразительной мрачной поэтичностью. В индуистской мифологии этот цикл бытия мира завершается «великим распадом», когда «горизонт воспламенится, на небосводе появятся семь или двенадцать солнц, они осушат моря и сожгут землю».

В наши дни, когда мифология, кажется, окончательно сдала свои позиции науке, вера в конец света только укрепилась. Только она приняла научные очертания. Человечеству предрекают гибель от ядерной войны или глобального потепления, перенаселения планеты или столкновения с астероидом.

Множество фильмов-катастроф живописуют конец мира — давая простор воображению сценаристов и художников компьютерной графики. Интуитивное осознание преходящести, временности этого мира не оставляет людей ни в какую эпоху. Кажется, что Библия находится в том же ряду — ее последняя книга называется «Апокалипсис». В обычном словоупотреблении «апокалипсис» - это, что-то страшное, всеобщая гибель и разрушение. «Апокалиптическая картина» — это картина полного разрушения.

И, действительно, Библия, с одной стороны, подтверждает это всеобщее убеждение в конечности нашего мира. Мир, каким мы его знаем, идет к концу. Мы не можем знать точно, когда он наступит, но мир является конечным, преходящим, рассыпающимся.

Но библейский взгляд на конец света резко отличается от того, который мы привыкли встречать — будь то в языческой мифологии или современных пугающих прогнозах. Христиане видели в конце света не всеобщую гибель, зло и беду — а наоборот, прекращение гибели, зла и беды.

Слово «апокалипсис» означает вовсе не «катастрофу» или «погибель», а «откровение». В русском переводе так и пишут — «откровение Иоанна Богослова».

Страницы этой таинственной книги полны пугающих образов — тут и война, и голод, и стихийные бедствия, и тираны, требующие себе божеских почестей и воздвигающие ожесточенные гонения на верующих, обманщики-лжепророки, и демонические силы, вдохновляющие все это зло. Но это не столько предвозвещение грядущих бедствий, сколько описание реальности этого падшего мира и проходящей в нем человеческой истории. Все это — и войны, и голод, и тиранию, люди неоднократно видели. Особенно, в ХХ веке.

Откровение — не про то, какие ужасы случатся в будущем - про ужасы мы знали бы и без Откровения. Мы знаем, что человечество легко впадает во всякое зло и безумие — и будет впадать и дальше.

Откровение — про то, что в истории, несмотря на кажущееся всесилие зла, разворачивается Божий замысел. На небесах, куда восходят души убиенных — пребывает Бог и Его святые. Приближается день, когда Христос сойдет на землю в силе и славе, чтобы совершить суд над всеми народами — и установить Свое вечное Царство, где «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

Христиане ждут конца света не с ужасом — а с надеждой.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>