Вера в конец света проявляет поразительную устойчивость — она присутствует во многих религиях и мифологиях. В скандинавской мифологии мир заканчивается «Рагнареком» — гибелью богов, который описан с поразительной мрачной поэтичностью. В индуистской мифологии этот цикл бытия мира завершается «великим распадом», когда «горизонт воспламенится, на небосводе появятся семь или двенадцать солнц, они осушат моря и сожгут землю».
В наши дни, когда мифология, кажется, окончательно сдала свои позиции науке, вера в конец света только укрепилась. Только она приняла научные очертания. Человечеству предрекают гибель от ядерной войны или глобального потепления, перенаселения планеты или столкновения с астероидом.
Множество фильмов-катастроф живописуют конец мира — давая простор воображению сценаристов и художников компьютерной графики. Интуитивное осознание преходящести, временности этого мира не оставляет людей ни в какую эпоху. Кажется, что Библия находится в том же ряду — ее последняя книга называется «Апокалипсис». В обычном словоупотреблении «апокалипсис» - это, что-то страшное, всеобщая гибель и разрушение. «Апокалиптическая картина» — это картина полного разрушения.
И, действительно, Библия, с одной стороны, подтверждает это всеобщее убеждение в конечности нашего мира. Мир, каким мы его знаем, идет к концу. Мы не можем знать точно, когда он наступит, но мир является конечным, преходящим, рассыпающимся.
Но библейский взгляд на конец света резко отличается от того, который мы привыкли встречать — будь то в языческой мифологии или современных пугающих прогнозах. Христиане видели в конце света не всеобщую гибель, зло и беду — а наоборот, прекращение гибели, зла и беды.
Слово «апокалипсис» означает вовсе не «катастрофу» или «погибель», а «откровение». В русском переводе так и пишут — «откровение Иоанна Богослова».
Страницы этой таинственной книги полны пугающих образов — тут и война, и голод, и стихийные бедствия, и тираны, требующие себе божеских почестей и воздвигающие ожесточенные гонения на верующих, обманщики-лжепророки, и демонические силы, вдохновляющие все это зло. Но это не столько предвозвещение грядущих бедствий, сколько описание реальности этого падшего мира и проходящей в нем человеческой истории. Все это — и войны, и голод, и тиранию, люди неоднократно видели. Особенно, в ХХ веке.
Откровение — не про то, какие ужасы случатся в будущем - про ужасы мы знали бы и без Откровения. Мы знаем, что человечество легко впадает во всякое зло и безумие — и будет впадать и дальше.
Откровение — про то, что в истории, несмотря на кажущееся всесилие зла, разворачивается Божий замысел. На небесах, куда восходят души убиенных — пребывает Бог и Его святые. Приближается день, когда Христос сойдет на землю в силе и славе, чтобы совершить суд над всеми народами — и установить Свое вечное Царство, где «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).
Христиане ждут конца света не с ужасом — а с надеждой.